Еще несколько дней назад о готовности вступить в Североатлантический альянс заявила премьер-министр Финляндии Санна Марин — по ее словам, окончательное решение будет связано с тем, насколько сильна окажется внешняя угроза для национальной безопасности страны. Теперь же и президент Ниинисте высказался в подобном духе.
«У нас изменившаяся ситуация как в Финляндии, так и в Швеции. Впервые мы видим, что большинство, по данным опросов, выступает за вступление. Мы сейчас открыты к дискуссии по этому поводу с нашим парламентом», — заявил финский президент.
Говоря об "изменившейся ситуации", Саули Ниинисте не лукавит. Еще пять лет назад лишь 19% жителей Финляндии высказывались за членство их страны в НАТО: стоит отметить, что такая слабая поддержка наблюдалась даже несмотря на события 2014-го и постоянные спекуляции на тему российской угрозы.
Теперь же доля сторонников Североатлантического альянса среди финнов выросла до 53%, свидетельствуют результаты опроса, проведенного государственной телерадиокомпанией Yle в дни российской спецоперации на Украине. Категорически против НАТО выступили всего 28% респондентов, а оставшиеся 19% не высказались определенно, но отметили, что не чувствуют себя в безопасности.
Неспроста президент Финляндии упомянул и Швецию. Обе страны давно и тесно сотрудничают с НАТО, и, не присоединяясь к нему, активно участвуют в проводимых блоком военных учениях. Для Североатлантического альянса эти северные государства — лакомый кусок по целому ряду причин: как благодаря своему территориальному положению и высоким экономическим показателям (что в перспективе позволит им платить членские взносы без лишнего торга), так и с репутационной точки зрения. Потому от ключевых членов НАТО, в частности, от США, регулярно звучат заверения: двери для финнов и шведов открыты.
Иронично, но для Хельсинки и Стокгольма долгое время именно "американский фактор" был одним из сдерживающих. Финские и шведские политические деятели разного толка неоднократно заявляли, что готовы рассмотреть возможное членство в Альянсе, будь он в большей степени "европейским". Такую риторику, впрочем, можно было списать на осторожность на фоне однозначного общественного мнения. Сейчас же итоги опросов развязывают политикам руки.
Как отметил в беседе с "МК" ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН Валерий Журавель, перспектива вхождения Финляндии в НАТО — вполне реальна, даже несмотря на ряд частных обстоятельств.
«Между Саули Ниинисте и президентом Владимиром Путиным сложились устоявшиеся и весьма хорошие отношения, — напомнил эксперт. — Они нередко встречаются, обсуждают вопросы европейской безопасности и двусторонних отношений. Финский руководитель неоднократно говорил о том, что необходимо учитывать мнение и интересы России в решении проблем Европы. Однако решение о членстве в НАТО должен будет принимать парламент страны».
Журавель также особо подчеркнул, что Финляндия, как и Швеция, давно уже предоставляет свою территорию и личный состав для участия в учениях, например, в Арктике, одна из целей которых — приведение к общему знаменателю стандартов местных вооруженных сил и Альянса. И такая синхронность действий двух стран говорит о многом.
«Если Финляндия все же решит вступить в НАТО, то, полагаю, Швеция также присоединится к блоку. Если это произойдет, то для России возникнет новая угроза на западных границах, на которую придется реагировать усилением нашей войсковой группировки», — уверен эксперт. Ситуацию усугубляет и тот факт, что уже на текущий месяц назначены натовские учения в Северном море, на норвежской территории. В этом контексте заявления из Хельсинки звучат еще более тревожно.
«Конечно, в случае вступления в НАТО Финляндии и Швеции, Альянс лишний раз докажет свою приверженность политике "открытых дверей" и привлекательность для других стран. Сам процесс вхождения в блок, конечно, будет длительным, чрезвычайно трудным, и потребует значительных финансовых ресурсов, связанных непосредственно с укреплением вооруженных сил новых членов. Не думаю, что Хельсинки и Стокгольм очень уж хотят вступить в Альянс, хотя они и так уже помогают Украине, но это скорее общая реакция на процессы, происходящие там в связи с проведением российской спецоперации. Без нее все оставалось бы как прежде. Между нашей страной и Финляндией тесные приграничные отношения, для населения, живущего там, вступление соседнего государства в НАТО будет непростым этапом», — заключает Валерий Журавель.