«Мы просим Европейский союз о немедленном принятии Украины через новую специальную процедуру», — призвал украинский президент в своем Telegram-канале. — Наша цель — быть вместе со всеми европейцами и, самое главное, быть на равных. Я уверен, что это справедливо. Я уверен, что это возможно».
На днях глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Украина принадлежит ЕС. «Они одни из нас, и мы хотим, чтобы они были у нас», — сказала она телеканалу Euronews.
Но, как замечает Politico Europe, фон дер Ляйен не имеет права предоставлять членство в ЕС какой-либо стране или даже присваивать формальный статус кандидата в члены. Такие решения должны быть согласованы всеми 27 странами-членами объединения, которые в последние годы резко расходятся во мнениях по поводу приема в ЕС новых членов.
Еще до последнего обращения Зеленского президент Европейского совета Шарль Мишель, отвечая на вопрос о перспективах членства Украины в ЕС, признал, что в европейском объединении существуют «различные мнения и опасения по поводу расширения».
Но у Киева среди членов ЕС есть сторонники, которые явно не прочь предоставить Украине в ускоренном режиме если не полноправное членство, то статус страны-кандидата. В понедельник вечером президенты Болгарии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии и Словении призвали Брюссель оказать «высочайшую политическую поддержку» Украине и дать возможность евроинститутам предпринять шаги для начала процесса переговоров.
В конце прошедшей недели премьер-министр Словакии Эдуард Хегер заявил, что Украине должен быть предоставлен «особый путь» в ЕС и «нет времени колебаться по этому поводу». Президент Польши Анджей Дуда также предлагал немедленно — «экспресс-путем» — предоставить Украине статус кандидата на вступление в Евросоюз и сразу же начать переговоры о членстве.
Но европейские тяжеловесы в лице Германии и Франции явно не склонны к принятию скороспелых решений, хотя и не возражают о том, что следует обсудить присоединение Украины к ЕС в ближайшем будущем. Глава немецкого внешнеполитического ведомства Анналена Бербок назвала Украину частью «европейского дома», но добавила: «Вступление в ЕС — это не то, что можно сделать за несколько месяцев, а то, что предполагает интенсивный и далеко идущий процесс трансформации».
Официальный представитель Елисейского дворца заявил, что Париж приветствует устремления Украины по поводу членства в ЕС, но они должны быть частью более широких дебатов о будущем Евросоюза, в том числе с участием других потенциальных членов. «Мы должны быть осторожны, чтобы не давать обещаний, которые не можем выполнить», — сказал французский чиновник.
Вообще процедура приема в ЕС — дело довольно долгое и муторное. Страна может подать заявку на членство только в том случае, если она удовлетворяет определенным условиям, в том числе имеет свободную рыночную экономику и стабильную демократию и принимает все законодательство ЕС. Затем он подает заявку в Европейский совет, который просит Европейскую комиссию оценить способность страны соответствовать этим критериям.
Если оценка комиссии благоприятная, то Европейский совет должен единогласно согласовать формальные рамки для переговоров, которые затем состоятся между министрами и послами правительств ЕС и страны-кандидата.
«Из-за огромного количества правил и положений ЕС, которые каждая страна-кандидат должна принять в качестве национального закона, для завершения переговоров требуется время», — поясняют в Евросоюзе.
Сейчас пять стран являются официальными кандидатами на членство в ЕС: Албания, Северная Македония, Черногория, Сербия и Турция (чья заявка фактически заморожена в течение многих лет). Черногория и Сербия вели переговоры о вступлении в Евросоюз с 2012 по 2014 год, и никаких результатов пока не видно. И даже несмотря на то, что Брюссель дал Албании и Северной Македонии «зеленый свет» для переговоров о членстве еще в 2020 году, переговоры буксуют, в основном из-за позиции Болгарии, имеющей разногласия по проблемам языка и истории с Северной Македонией. Турции же статус страны-кандидата был присвоен еще в конце прошлого века, но за двадцать с лишним лет «воз и ныне там».
Так что вполне понятна позиция тех членов ЕС, которые опасаются, что экспресс-прием Украины в объединение вызовет недоуменные нарекания со стороны стран, которых на протяжении многих лет «мурыжат» в кандидатском статусе. И это не говоря о том, что существует целый ряд бюрократических требований к новым «жителям общеевропейского дома». Если отбросить чисто связанные с российской военной операцией эмоциональные моменты (солидарность и т. д.), то Украина в ее сегодняшнем состоянии слабо подходит для членства в Евросоюзе.
Неудивительно, что нидерландский премьер Марк Рютте говорит, что хотя «взаимодействие между ЕС и Украиной может быть более интенсивным, чем сейчас», однако «вопрос о полном членстве сегодня не стоит».
Но даже если представить, что эмоции возьмут верх над принятой в ЕС процедурой расширения и с учетом ситуации ее переведут в «экспресс-режим» (что все-таки маловероятно), то символически это будет большой успех для Украины, но с военной точки зрения вряд ли Киев окажется в большом выигрыше (все-таки, Евросоюз это не НАТО).
Впрочем, и без всякого приема страны ЕС оказывают всяческую помощь Украине – в том числе и вооружениями. В этом смысле наиболее показателен пример Германии, которая изменила своей традиционной политике никогда не отправлять оружие в зоны конфликта. Если на заре конфликта немцы отправили украинцам 5000 касок и полевой госпиталь, то теперь из собственных запасов правительство ФРГ решило выделить Украине 1000 единиц противотанкового оружия и 500 зенитно-ракетных комплексов Stinger. Правительство Германии также разрешило Нидерландам отправить Украине 400 реактивных гранатометов немецкого производства (помимо этого нидерландские власти пообещали направить на Украину 200 зенитно-ракетных комплексов Stinger).
Эстония и Латвия в пятницу заявили, что начинают доставлять горючее, противотанковое оружие «Джавелин» и медикаменты к границе с Украиной для передачи украинским силам, а Бельгия заявила, что поставит украинской стороне 2000 пулеметов и 3800 тонн топлива.
В воскресенье Евросоюз согласовал предоставление оружия и другой помощи на сумму около 500 миллионов евро украинским военным. Вообще-то договоры ЕС запрещают объединению использовать свой обычный бюджет для финансирования операций с военными или оборонными последствиями. Но в Брюсселе решили задействовать внебюджетный инструмент финансирования так называемого «Европейского фонда мира» с потолком в 5 миллиардов евро, который может быть использован для оказания военной помощи.
«Снято еще одно табу, — заявил по этому поводу глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. — Табу, что ЕС не поставляет оружие на войну, да, мы это делаем».
По словам Борреля, ЕС согласился предоставить украинской армии летального оружия на сумму 450 млн евро плюс еще 50 млн евро приходятся на нелетальные поставки (топливо, средства защиты и т. д.).
Так что с этой точки зрения никакого членства Украины в Евросоюзе и не нужно: помощь оружием оказывается и без этого. Ну, а на что-то большее (кроме, вероятно, финансовой и материальной помощи для послевоенного восстановления) рассчитывать вряд ли приходится. В конце концов, от состоящего в ЕС Кипра после турецкого вторжения в 1974 году до сих пор отхвачено более трети территории — и сильно ли островной республике помогло ЕСовское членство?