Постепенная интернационализация любого двустороннего конфликта, увеличение числа его участников — повсеместная и неизбежная тенденция, если вспомнить о боевых действиях последних десятилетий. Не стала исключением и спецоперация России, длящаяся уже почти неделю. Против российских военных на стороне Украины собрались воевать десятки британцев — только вот в Лондоне, даже несмотря на агрессивную риторику в адрес Москвы, подобное вмешательство санкционировано не было.
Своеобразным триггером стало заявление министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которая в конце минувшей недели заявила, что поддержит сограждан, готовых сражаться бок о бок с украинцами. Сами по себе столь громкие слова по сути противоречат позиции того же Форин-офиса, уже выпустившего не одно предупреждение для британцев, даже просто желающих посетить Украину в качестве туристов, не говоря уже о поездке с оружием в руках.
Министерство обороны Соединенного Королевства оперативно и резко отреагировало на «призыв» Трасс, запретив согражданам принимать участие в боевых действиях. Об этом же заявил и представитель офиса премьер-министра. Проблема в том, что такой запрет законен для штатных и резервных войск; большинство же желающих отправиться «противостоять России» — отставные военные, а то и не служившие вовсе.
Как сообщает издание The Times, один из бригадных генералов сказал, будто слышал разговоры о том, что и некоторые служащие военные рассматривают возможность отправиться на Украину. В связи с этим службой внутреннего информирования вооруженных сил было распространено сообщение для личного состава.
«Недавно в СМИ появились данные о том, что иностранцев приглашают на Украину для помощи в борьбе с Россией. Чтобы было ясно: как военнослужащие британской армии вы не имеете на это права, независимо от того, находитесь ли вы в отпуске или нет. Пожалуйста, оставайтесь профессионалами и сосредоточьтесь на своем долге и своей команде», — говорится в предупреждении, попавшем в распоряжение британской прессы.
Тем не менее, другой источник сообщил: порядка 150 бывших десантников британских сил уже отправились или в ближайшее время собираются в Польшу, а оттуда — на Украину. Они в своем решении опираются на слова Лиз Трасс. Так, например, 34-летний Шейн, бывший снайпер Королевского полка принцессы Уэльской, назвал заявление главы Форин-офиса «зеленым светом».
Другой отставной военный, разговаривая анонимно с каналом Sky News, заявил, что мог бы быть полезен. 60-летний мужчина сослался на то, что прошел множество курсов по оказанию первой помощи, а на вопрос, готов ли поставить на кон свою жизнь, лаконично ответил: «Ну, кто-то же должен».
Некоторые британские добровольцы уже находятся на передовой, например 48-летний Шон Пиннер, бывший военный, женатый на украинке. По данным британских СМИ, часть отставников имели опыт боевых действий в Афганистане и некоторых других «горячих точках». Однако это касается не всех добровольцев. Так, отец семерых детей Энтони Зампарелли, отслуживший, но не воевавший, также заявил о готовности поехать на Украину.
«Если вы не прошли надлежащую подготовку, если вы не являетесь опытным военнослужащим, у вас есть лучшие способы внести свой вклад в безопасность Украины», — прокомментировал подобные данные министр обороны Великобритании Бен Уоллес, фактически послав еще один «зеленый сигнал» тем военным, которые имеют опыт.
Среди других повоевавших отставников — 28-летний Эйден Эслин, успевший побывать в Сирии, а также команда из 60 бывших солдат британской армии и спецназа, которую собрал 43-летний Мамука Мамулашвили, командир так называемого Грузинского национального легиона, в 2016 году вошедшего в состав украинских вооруженных сил.
Друзья и семьи британцев, отправляющихся на Украину, рассказали СМИ о своем беспокойстве за близких и о том, что некоторые из них уже сутками не выходят на связь. Правда, не объяснили, почему не смогли остановить их.
Мнение же большинства жителей Соединенного Королевства по данному вопросу хорошо иллюстрируют и данные соцопросов, и онлайн-комментарии. Интернет-пользователи отмечают, что частью добровольцев может двигать посттравматический синдром и его последствия, например, невозможность найти себя «на гражданке». Хотя многие военные и заявляет, что их главная цель — в помощи украинцам, социологические исследования показывают: только 18% населения поддерживают непосредственное участие сограждан в вооруженном конфликте.
Проблема не только в риске для жизни. Те, кто, пренебрегая заявлениями минобороны, примет участие в боевых действиях на Украине, рискуют после возвращения на родину быть обвиненными в терроризме. Так, в частности, на украинской территории уже находятся несколько человек, прошедших подобный опыт, среди них — упомянутый Эйден Эслин. Его британские власти 7 лет назад несколько месяцев держали в тюрьме — после прилета из Сирии, куда он отправился самовольно чтобы сражаться с «Исламским государством» (запрещенная в РФ террористическая группировка). Позднее обвинения в возможном пособничестве экстремистам с него были полностью сняты. И, очевидно, пример Эслина вдохновил многих. При этом часть добровольцев, отвечая на вопрос, опасаются ли они последующего преследования на родине, допускают, что просто останутся на Украине, поскольку конфликт утихнет нескоро, и их компетенции будут долго востребованы.