Еще в декабре Путин объяснил: вот наши предложения, наши озабоченности по собственной безопасности. Вы либо их принимаете и обсуждаете, либо мы даем военно-технический ответ.
Обсуждать никто не захотел. НАТО не только не стало собирать манатки и отодвигаться, а напротив, начало накачивать Украину оружием. Потому что там думали, что Россия не решится действовать. Это же только Западу позволено нарушать нормы международного права и, например, бомбить Югославию. Но Россия дала ответ. Именно его, обещанный, а вовсе не вероломный, ответ, мы сейчас и наблюдаем.
В среду, в своем выступлении Путин сказал два ключевых слова: демилитаризация и денацификация.
С демилитаризацией все ясно. Для того чтобы безопасность ЛДНР была обеспечена, мало отодвинуть украинские войска на границы республик. Надо сделать так, чтобы им нечем было воевать. Разоружить. Понятно, что просто отобрать автоматы не получится.
И мы видим почти югославский сценарий — точечную воздушную операцию с подавлением ключевых объектов военной инфраструктуры: центров управления, складов, аэродромов. Скорее всего, она закончится сегодня-завтра. В результате на Донбассе наступит долгожданная тишина, границы будут надежно защищены. Если, конечно, российская армия вернется на территорию ЛДНР.
Вот это «если» сильно зависит от того, как будет реализовано второе ключевое путинское слово — денацификация. Потому что, по-русски говоря, это — смена режима в Киеве. Хочется верить, что и это тоже просчитано. Иначе югославский сценарий перейдет в сирийский. Это когда регулярной армии нет, но есть бармалеи-партизаны.
Менять режим чужими штыками — это национальное унижение. Даже для тех украинцев, кому не нравится Зеленский и вся нынешняя украинская власть. Нормальный гражданин (а не «пятая колонна») нормальной страны всегда скажет «нет» внешнему, а тем более силовому, вмешательству во внутренние дела.
Можно предположить, что сейчас будет пауза. Наши войска, закончив разоружение украинской армии, просто отойдут к новым границам Донбасса. А дальше — делайте что хотите: свергайте Зеленского или пусть Зеленский остается, но подпишет с Путиным договор о любви до гроба, выборы, референдум, может быть, переворот. Нужно только, чтобы в результате Украина стала мирной и, главное, не западно ориентированной страной.
На самом деле именно это — самое главное во всей той драме, свидетелями которой мы являемся. Глобальный вопрос — он не в НАТО, ракетах, войсках и даже боевых действиях. Все это следствие основного посыла: останется ли в мире еще через два-три поколения русский мир. На каком языке будут говорить наши внуки и правнуки, во что верить, как будут себя идентифицировать. Перестанут ли, наконец, подобострастно искать одобрения в западных глазах. На внешнем фронте Россия заявила об этом. Внутри страны тоже ждет большая работа.
Вот где и правда война. А окопы зарастут.