На фоне последних новостей о признании ДНР и ЛНР, да ещё в провозглашённых ими границах, заседание Координационного совета по борьбе с коронавирусом выглядело неким анахронизмом. Ну действительно, кого сейчас волнует, сколько коек развернули в регионах и как чувствуют себя хомячки, в исследовательских целях заражённые «Омикроном»? Впрочем, надо отдать должное участникам мероприятия: в рамках своих компетенций они попытались вписаться в повестку сегодняшнего дня. Глава Минздрава Михаил Мурашко доложил, что российские медики оказывают помощь в пунктах временного размещения беженцев. Всем пребывающим из теперь уже признанных республик доступно медицинское обследование и вакцинация. Анна Попова, в свою очередь, уточнила, что работа с беженцам начинается уже на госгранице, где в связи с наплывом граждан, усилен санитарный контроль. Людям меряют температуру, проводят экспресс-тестирование на коронавирус, оценивают состояние их здоровья. Кроме того, в поездах и пунктах размещения ведётся контроль за качеством еды и питьевой воды, а дети до одного года обеспечиваются специальным питанием. «Мы принимаем все меры, чтобы не допустить осложнения эпидобстановки», - подчеркнула Попова.
Внутри России эта обстановка по-прежнему характеризуется, как напряженная, но только за счёт большого - 1,2 млн - количества заражённых . В 97% случаев, по данным главы Роспотребнадзора, болезнь протекает с клиникой ОРВИ или бессимптомно. В стационары попадает 9% ( 65% из них лица старше 65 лет), а на ИВЛ 2,5% от числа госпитализированных. «Мы завершили исследование нового штамма на животных и точно показали, что «Омикрон» в меньшей степени, чем «Дельта» поражает легочную ткань, вызывая менее тяжелые и менее распространённые формы», - заявила Попова.
Она отметила, что изменившаяся «клиника» коронавируса и наступление периода «эпидемиологической ремиссии» в РФ позволяют задуматься о смягчении требований и ограничений, введённых два года назад для других штаммов. «Мы пересматриваем (прежние рекомендации - МК) и готовим материалы касательно музеев, театров, фитнес-центров и общепита», - сообщила Попова, уточнив, что новые вводные появятся в течение 10-14 дней. Можно ожидать отмены требований к предельной заполняемости залов, рассадке гостей, графике работы и тд. В школах планируется отменить принцип «каждый класс в своём кабинете» и разрешить детям свободно передвигаться по коридорам. В проработке, по словам чиновницы, находится ещё «целый ряд других позиций», при этом эпидемиологи считают преждевременным отказ от усиленной дезинфекции и масочного режима при проведении массовых мероприятий в закрытых помещениях. Михаил Мишустин, услышав слова Поповой, казалось, выдохнул с облегчением: «Ну конечно, я это поддерживаю! Возможность тех или иных послаблений в работе бизнеса, организаций для детей и молодёжи можно и нужно рассматривать с учётом текущей эпидемиологической ситуации в регионе».
Что касается QR-кодов, то на местах от них начали отказываться, не дожидаясь отмашки из центра: с конца января уже порядка 20 регионов, включая, например, Татарстан, где были введены одни из самых жёстких в стране ограничений, перестали требовать сертификаты для доступа в общественные места. Источники «МК» говорят, что QR-коды вводились, чтобы стимулировать вакцинацию. А поскольку это не удалось, то держаться за них смысла не имеет. Кстати, уже четвёртое заседание подряд Михаил Мурашко избегает озвучивать статистику по темпам вакцинации в стране, хотя раньше данные по коллективному иммунитету и количеству привившихся в течение недели им назвались регулярно. По данным оперштаба, уровень коллективного иммунитета в РФ снижается и сейчас составляет 59,7%, хотя Владимир Путин ставил перед чиновниками задачу к концу первого- началу второго квартала 2022 года выйти на 80%. «Но сейчас все, что связано с коронавирусом уже не так актуально», - говорят собеседники газеты