В повторном обращении сотрудники ТОО «КаспийПрофСнаб» опять настаивают на повышении заработных плат и улучшений условий труда. После первого обращения рабочие встретились с представителями акимата и руководством компании, но это не разрешило конфликт. Поэтому рабочие решили, что больше нет смысла вести диалог с местным руководством и вновь напрямую обратились к президенту.
Повторное видеообращение записали и работники «Бузачи Транс Курылыс», в котором они требуют принять их обратно в национальную компанию «КазМунайГаз». Ранее сотни работников ТОО «Бургылау» прекратили работу и также записали видеообращение президенту Казахстана. В обращении буровики заявили, что владельцы предприятия ущемляют их права: не выдают вовремя зарплату и урезают премию. Они потребовали национализации предприятия, включив «Бургылау» в состав «КазМунайГаз».
Необходимость национализации рабочие предприятий объясняют сильной разницей в заработных платах при одинаковом объёме работ между государственными и частными компаниям. Однако ту же АО «ОзенМунайГаз» государственной назвать сложно. Только 58% компании принадлежит национальной «КазМунайГаз», 11% находится у китайского государственного фонда China Investment Corp, а остальные у различных физических и юридических лиц.
Тем временем председатель правления «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев после переговоров с бастующими обещает рабочим «ОзенМунайГаз» повысить зарплату на 20%. Вряд ли это решение надолго удовлетворит рабочих, поскольку ранее они требовали большего повышения.
Жанаозен - это моногород, и самые перспективные рабочие места там связаны исключительно с нефтяной отраслью, где вакансии сегодня строго ограничены. 7 тысяч жителей города не имеют постоянного заработка и проблема безработицы в регионе является не менее острой, чем многочисленные проблемы работников компаний.
В тоже время получить работу в «ОзенМунайГаз» совсем нелегко. Каждый кандидат на вакансию нефтяника, согласно установленному компанией алгоритму, должен стоять на бирже труда, затем его устраивают на коммунальные предприятия с прохождением стажировки и обучения. По мере высвобождения мест в нефтяных компаниях претендентов трудоустраивают на должности нефтяников. Но и такая система дает сбой.
Говоря о данной проблеме региона, аким Мангистауской области Нурлан Ногаев заявил, что «некоторые сотрудники акимата или влиятельные люди области и «ОзенМунайГаза» злоупотребляют своим положением и продвигают в обход алгоритма «своих». Этот факт только усугубляет региональную безработицу и вызывает дополнительное недовольство населения.
Причины социально-экономических проблем и особенности протестов Жанаозена объяснил «МК» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
- Есть предубеждения, что это очень богатый край, потому что в Мангистауской области добывается порядка 25% всей нефти в Казахстане. Объективно - это правда, но по большей части, это уже старые проекты, которые реализуются на стадии замораживания. Это не крупные месторождения, а целая россыпь небольших, которые не такие перспективные. Поэтому постепенно снижается потребность в нефтяниках. А в связи с тем, что нет крупных инвестиций и проектов, ухудшается социально-экономическая ситуация. Это и служит причиной конфликтов, в том числе и трудовых. Ещё это умножается на воинственность и пассионарность местного населения - это младший жуз (группа казахских родов и племён), который в привычной для себя манере отстаивает свои интересы, всегда идёт до конца через митинги, протесты и конфликты.