«Обстрелы начались примерно в 8 утра и не стихают до сих пор (разговор состоялся около 13:00). Правда, в центре это слышно как далекое уханье. Невозможно понять, что именно происходит, кто, по кому и откуда стреляет, – рассказывает «МК» жительница Донецка Екатерина. – Но вообще в Донецке чувствуется некоторая паника. Несмотря на то что внешне все спокойно, люди начали забирать детей из прифронтовых школ и детских садов. Их можно понять: в центре города выстрелов не было слышно около года»
Впрочем, есть и такие, кто вообще ничего не слышал, а о панике узнал только из социальных сетей и сообщений СМИ. «Честно говоря, я никаких обстрелов не слышал. Примерно с 10 до 11 утра я находился на совещании в районе площади Ленина. Как я понял, в это же время начали стрелять, но узнал я об этом только по сообщениям своих друзей в социальных сетях. У них началась небольшая паника. Говорили, что особенно сильно взрывы были слышны в Привокзальном районе. Но сейчас я не думаю, что надо хвататься за «тревожный чемоданчик», все стихло», – сказал «МК» журналист из Донецка Рамиль Замдыханов.
Несмотря на это, в вооруженных силах ДНР и ЛНР предупреждают, что, на их взгляд, Киев готовится к наступательной операции. В частности, на Азовском побережье ДНР якобы готовится высадка украинского морского тактического десанта, который должен будет организовать плацдарм для прорыва в тыл самопровозглашенной республики. Кроме того, ВСУ якобы готовятся перебросить на Донбасс «Точку-У», которая в последний раз применялась в регионе в 2015 году.
В ЛНР под ударом ВСУ оказались не меньше 7 населенных пунктов. Утром 17 февраля по ним пришлось свыше 200 ударов, утверждают в Луганске. Местные жители насчитали две волны обстрелов. Первая было между 5:15 и 6:30 утра, а вторая с 8 до 10 утра. Представитель ЛНР в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы Родион Мирошник объяснил «МК», что может стоять за этой атакой.
«Во-первых, Украину к конфликту толкает Запад, потому что вся его сказка о вторжения России разваливается. В связи с этим решили пойти на провокацию. Во-вторых, приближается заседание Совбеза ООН по Минским соглашениям. Обычно, как только мы подходим к подобным мероприятиям, Киев обостряет ситуацию на линии соприкосновения, обвиняя в эскалации нас и «российские оккупационные войска». Плюс к этому не последнюю роль сыграли заявления глав Франции и Германии о том, что Украина готова выполнять Минские соглашения. Данная провокация может отодвинуть принятие политических решений по Донбассу», – считает Мирошник.
По словам политика, сегодня Киев стремится сохранить положение на Донбассе «между миром и войной». В этом случае украинские власти смогут и дальше брать у Запада помощь на борьбу с агрессором, а затем пускать ее на личные нужды.
Мирошник считает, что обстрелы были не слишком опасными, зато интенсивными. «Противник специально бил по окраинам городов, чтобы избежать больших жертв и разрушений. Его задачей было спровоцировать Народную милицию на ответные действия, вплоть до контрнаступления, чтобы затем обвинить Луганск в немотивированной агрессии. Однако наши военные повели себя профессионально и сконцентрировались на подавлении огневых точек», – утверждает Мирошник.
В свою очередь в Киеве подчеркивают, что боевые действия идут там, где до этого долгое время вообще никто не стрелял. Например, речь идет о городке Счастье и Станице Луганской. Украинская сторона отрицает обстрелы со своей стороны, зато ставит в вину Народным милициям обстрелы гражданской инфраструктуры, в частности школы и детского сада. В украинском сегменте социальных сетей распространено мнение, что таким образом противник как бы щелкает Украину по носу после отвода российских войск от границы. В ДНР и ЛНР считают подобные обвинения заранее подготовленными фейками.
«Вообще хотелось бы сначала увидеть подтверждение со стороны СММ ОБСЕ относительно того, кто, куда и в каком количестве стрелял. Но вообще уже сейчас очевидно, что нынешний инцидент не идет ни в какое сравнение с тем, что было в 2014-16 годах. Скорее всего, сейчас мы имеем дело с результатом нагнетания обстановки, которое длилось последние несколько месяцев», – заявил «МК» глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.
Эксперт полагает, что в информационном плане это делается для повышения ставок и давления на одну из сторон конфликта. С этой целью будут использоваться сообщения о попадании снарядов в садик и школу.