Забегая вперед - после переговоров с канцлером ФРГ Шольцем Путин сказал, что российские депутаты «тонко чувствуют настроения граждан». И что в вопросе с ДНР и ЛНР главное - использовать «не до конца реализованные возможности по исполнению Минских соглашений». Шольц же заявил, что, если Россия признает ДНР и ЛНР, это будет «политическая катастрофа». Но вернемся в Госдуму.
Думские постановления, если это не постановления о принятии законов, носят лишь рекомендательный характер. Юридически значимых обязательных последствий они не имеют. Президент может принять политическую позицию парламента к сведению и поступить в соответствии с ней (то есть признать ДНР и ЛНР сейчас или когда захочет), а может и проигнорировать её.
Вплоть до начала заседания всё выглядело так, что Госдума, сказав много «ласковых» слов в адрес Украины и Запада, умудрится и не принять, и не отклонить обращение к президенту, внесенное группой коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым ещё 19 января: альтернативный проект постановления, подписанный единороссами Виктором Водолацким и Артёмом Туровым, предлагал отправить это обращение в МИД для консультаций. Если бы большинство выбрало второй вариант, Дума убила бы двух зайцев сразу: и продемонстрировала, что она «за" признание ДНР и ЛНР, и «отфутболила» бы коммунистическую инициативу с парламентской территории на МИДовскую… Учитывая, что у «ЕР» в Госдуме 325 голосов из 450, фаворитом считался вариант «с приветом Сергею Викторовичу Лаврову».
С докладом от имени КПРФ выступал Казбек Тайсаев. Кровопролитие на Донбассе длится уже восьмой год, население устало, «надо защитить наших братьев и сестер», но «вашингтонские кукловоды готовы устроить очередное масштабное кровопролитие», говорил он. «Альтернативы Минским соглашениям нет, но, учитывая тот факт, что Украина игнорирует их выполнение, Россия должна взять решение данного вопроса в свои руки на государственном уровне», - уклончиво заявил г-н Тайсаев.
Вообще-то то, что предлагали президенту коммунисты, а именно признать независимость ДНР и ЛНР, означало бы разрыв Минских соглашений Россией, страной, которая наряду с Украиной, Германий и Францией их подписала. Большинство участвовавших в обсуждении этот вопрос предпочитали обходить стороной.
Страшных санкций с тяжелыми для экономики России последствиями и внешнеполитической изоляции в случае признания в КПРФ не ждут: г-н Тайсаев напомнил, что в 2008 году Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, «там восстановился мир и спокойствие», и ничего, мол, страшного не произошло. «Урон благосостоянию граждан может быть серьезный»,- заметил позднее Антон Ткачев («Новые люди»), и спросил мнения коммунистов о том, «готовы ли россияне отказаться от трети части объема своего холодильника и 13-й зарплаты ради неочевидных перспектив признания ДНР и ЛНР». «Я уверен, что народ России сегодня полностью поддерживает наше постановление, и готов отказаться не только от 13 зарплаты. К тому же более 600 тысяч человек там (на территории ДНР и ЛНР - «МК».) является гражданами РФ, мы обязаны защитить их», - ответил г-н Тайсаев.
С числом обладателей российских паспортов в самопровозглашенных республиках депутаты немного запутались. В ходе обсуждения звучала ещё цифра 860 тысяч. Но в конце концов уточнили: 730 тысяч…
От имени авторов альтернативного проекта постановления выступал единоросс Артем Туров. По поводу происходящего на Украине он говорил то же самое, что и коммунисты: Киев сделал все, чтобы разрушить систему Минских договоренностей, ни один их пункт не выполнен, гибнут мирные граждане, создана ударная группировка в зоне разграничения, вооруженная с помощью стран НАТО… «Мы по тексту обращения и оценке ситуации никаких различий ни с одной партией не имеем. Мы говорим лишь о форме подачи - сначала проконсультироваться с МИДом, который представляет нашу страну в международных отношениях»,- пояснил г-н Туров, отвечая на вопросы коллег.
Глава профильного Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников (КПРФ) признал, что два разных постановления на одно обращение - это впервые, такого в думской истории не было. Письменного ответа от МИДа с изложением его позиции комитет не получил, хотя туда и обращался: там сослались на то, что министр Лавров всё уже сказал по этой теме в зале пленарных заседаний в ходе правительственного часа 26 января. А сказал тогда министр следующее: Россия настаивает на исполнении Минских договоренностей 2015 года, цель которых - добиться особого статуса для ДНР и ЛНР в рамках украинского государства…
Александр Ющенко (КПРФ) напомнил единороссу Виктору Водолацкому, как тот бывал на Донбассе «и тоже видел слезы граждан, которые просили быстрых и ясных решений». По словам г-на Ющенко, постановление «ЕР», подписанное бывшим атаманом «Всевеликого общества Донского», породит лишь «волокиту». Но г-н Водолацкий ответил, что он - сторонник скорейшего признания ДНР и ЛНР, просто почему-то считает, что направление обращения в МИД как раз и подстегнет процесс. И вообще казачий генерал уверен, что «эти земли наши и их надо вернуть». Присоединить к России то есть…
Ни один из лидеров думских фракций на трибуну с изложением позиции по столь острому вопросу не поднялся: Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Алексей Нечаев и Владимир Васильев болеют, а присутствовавший в зале лидер фракции «СР» Сергей Миронов уступил право слова коллеге Олегу Нилову. Впрочем, позиция этой фракции была известна давно: справороссы с самого начала заявляли, что будут голосовать за более радикальный проект КПРФ. А выступавший от имени коммунистов Николай Коломейцев уговаривал депутатов так: «Вот сейчас Шольц (канцлер ФРГ - «МК».) приедет в Кремль, а мы президенту на стол такой козырь… Дополнительный козырь в тяжелейших переговорах, которые он ведет в последние полгода»…
Глава думского Комитета по международным делам Леонид Слуцкий от имени ЛДПР сказал с трибуны, что «наступает момент истины», и «многие поддержат оба проекта постановления, мы должны заявить президенту, что народ России готов к признанию ДНР и ЛНР». К тому времени было уже известно, что фракция Жириновского решила голосовать за коммунистический вариант.
Явно не готова голосовать за прямое обращение к президенту была лишь фракция «Новые люди». Сардана Авксентьева посоветовала коллегам оставить дипломатам внешнеполитические вопросы и заняться внутренней политикой, борьбой с бедностью, «тем более что резкие заявления и беспрерывные потрясения кулаками могут спровоцировать реальный конфликт, за который придется расплатиться реальными человеческими жизнями».
А в самом финале обсуждения первый замглавы фракции «ЕР» Вячеслав Макаров «открыл секрет»: фракция большинства не принимала решения о солидарном голосовании, то есть депутатам позволено голосовать по велению сердца и руководствуясь собственным разумением.
Свободное волеизъявление принесло сюрприз. При рейтинговом голосовании депутаты поочередно голосуют за оба документа, причем каждый может поддержать или какой-то один из них, или оба, а принятым считается документ, набравший большее число голосов. Победил проект КПРФ (его поддержали 351 депутат), предложение «ЕР» отправить обращение в МИД набрало 310 голосов…
Президенту положили на стол «козырь».
Был ли запланированный Кремлем результат именно таким - сказать трудно.
Что будет потом - никто не знает.