История проекта постановления об обращении к Владимиру Путину, подписанного группой депутатов из КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым и внесённого в Госдуму 19 января, чем дальше, тем больше напоминает многосерийную «мыльную оперу», сюжет которой построен так, чтобы как можно дольше не заканчиваться.
И в то же время так, чтобы при желании можно было закончить его в один момент - в зависимости от того, что решат в Кремле. Российский парламент в вопросах внешней политики в последние годы ни разу не сделал ничего, что противоречило бы позиции МИДа. И трудно предположить, что сделать может.
21 января спикер Вячеслав Володин в своем телеграм-канале написал, что «правильно будет» на следующей неделе провести консультации с лидерами думских фракций, а по итогам «рассмотреть» на Совете Думы то самое обращение. Но «следующая неделя» новостей не принесла: про консультации ничего не сообщалось, а Совет Думы этот вопрос не рассматривал.
Единственной «новостью» стало высказанное публично (и с трибуны Госдумы в рамках «правительственного часа», и в общении с журналистами) мнение министра иностранных дел Сергея Лаврова по этому поводу. Россия настаивает на исполнении Минских договоренностей 2015 года, цель которых - добиться особого статуса для ДНР и ЛНР в рамках украинского государства, чему Украина всячески противится, несколько раз повторил министр.
Россия - один из подписантов Минских соглашений наряду с Украиной, Германией и Францией. Признание независимости ДНР и ЛНР очевидно означало бы нарушение уже не Украиной, а Россией условий мирного решения проблемы Юго-Востока Украины и поставило бы на тех давних договоренностях жирный крест.
Потом депутаты из-за резкого роста заболеваемости в своих рядах и в рядах сотрудников аппарата Госдумы на две недели разъехались по регионам, Совет Думы не собирался, заседания не проводились. Но время от времени на протяжении этих двух недель то одно информагентство, то другое со ссылкой на анонимные источники сообщало: Совет Думы рассмотрит-таки инициативу КПРФ 14 февраля. Было бы даже странно, если бы называлась другая дата: именно 14 февраля пройдет единственный пока заранее запланированный на февраль Совет Думы, а через неделю депутаты опять уедут в регионы до начала марта…
Напомним: Совет Думы не принимает решений по существу - он формирует проект повестки пленарных заседаний, отправляет в рассылку поступившие в парламент документы, определяет предварительные даты рассмотрения тех или иных законопроектов или постановлений и решает прочие оргвопросы.
И вот рано утром 11 февраля в своем телеграм-канале Володин объявил, что «консультации с фракциями по проекту обращения» завершились, «ЕР», по его словам, высказалась за поставки в ДНР и ЛНР военной продукции и оказание социальной помощи людям (то есть не за признание независимости этих территорий), КПРФ и «СР» поддержали проект постановления. ЛДПР «выступила более радикально», дипломатично высказался спикер. С кем именно в ЛДПР он консультировался - сказать трудно. Владимир Жириновский, как известно, со 2 февраля лежит в больнице, никто его не видел и не слышал. Коллеги по фракции уверяют, что лидер держит руку на пульсе и активно работает из больничной палаты, но убедительных подтверждений тому нет.
«Новые люди», продолжил спикер, «сформулируют свою позицию при обсуждении темы».
Судя по словам г-на Володина, результаты «консультаций» с руководством фракций ничего нового к их позициям не прибавили - ровно то же самое было известно и сразу после внесения проекта постановления в Думу.
Какие же варианты возможных решений Совета Думы предложил спикер? Чего ждать от понедельника? Первый - «незамедлительно», то есть, видимо, уже на следующей неделе, вынести проект обращения о признании независимости ДНР и ЛНР на пленарное заседание и проголосовать. Второй - «направить его вначале в МИД России и другие правительственные структуры для получения отзывов, а затем - рассмотреть с учетом высказанных позиций».
Если учесть, что фракция «ЕР», у которой большинство голосов не только в Думе, но и в Совете Думы, идею коммунистов ни разу официально не поддержала, можно предположить, что наибольшие шансы пока имеет вариант номер два: отправить в МИД и другие министерства и ведомства, и подождать их отзывов. Перебросить, так сказать, горячую картофелину соседу…
Обычно материалы по тому или иному законопроекту или проекту постановления с предложением того или иного решения выносит на Совет Думы профильный думский комитет. В данном случае это Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Его глава Леонид Калашников (КПРФ) в разговоре с «МК» сказал, что проект обращения будет обсуждаться по существу на заседании этого комитета 14 февраля, и на Совет Думы (он начнется в 16.00) представит свое заключение. «А уж что там потом решит Совет - предсказать не берусь», - заявил он. В Комитете по делам СНГ 8 депутатов, три коммуниста и пятеро единороссов (один из них - бывший председатель Совета министров ДНР Александр Бородай).
Кстати, накануне тот же Калашников говорил агентству «Интерфакс», что заседание комитета пройдет 15 февраля, а на Совет Думы 14 февраля проект обращения к президенту выносить не планируется, поскольку фракции пока не предоставили свои мнения. Видимо, комитету пришлось форсировать события после публичного заявления спикера.
Почему же ускорил события спикер?
Можно только гадать. Но так уж совпало, что его заявление последовало через несколько часов после завершения в Берлине второго за последние две недели раунда переговоров представителей государств, подписавших те самые Минские соглашения. Закончилась эта встреча безрезультатно. На итоговой пресс-конференции представлявший Россию замглавы администрации президента Дмитрий Козак сказал, что никаких «видимых, ощутимых результатов, выраженных в документах», нет. Почти 9 часов стороны «пытались согласовать итоговое заявление, отталкиваясь от предыдущей встречи в Париже 26 января, но преодолеть разногласия не удалось». Украина отказалась в итоговом документе даже цитировать Минские соглашения в той части, которая говорит о решении вопроса о статусе Донбасса «в консультациях и обсуждениях с представителями» самопровозглашенных республик - Киев категорически не готов садиться за стол переговоров с их руководством. Дипломатические усилия Франции и Германии, по словам Козака, никак не отразились на позиции Украины.
Разногласия в нормандском формате «имеют разрушительный эффект» для Минских соглашений, констатировал представитель России. Об этом же - отказе Киева от переговоров с ДНР и ЛНР, которое может «разрушить страну» и подрывает Минские соглашения - говорил после переговоров с президентом Франции Макроном 8 февраля и президент Путин. Глава офиса президента Украины Андрей Ермак тем не менее 11 февраля выразил надежду на то, что переговоры продолжатся…