На почетном месте на одной из моих книжных полок стоит увесистый том дневниковых записей Ивана Майского — известного советского дипломата, возглавлявшего в 1932–1943 годах наше представительство в Лондоне.
Отношения между двумя странами на протяжении большей части этого периода были еще более аховыми, чем сейчас. Но дневник Майского пестрит записями о его постоянных конфиденциальных встречах с ведущими британскими политиками — премьерами, министрами, лидерами оппозиции.
Какой контраст с нынешними временами, когда два последних посла РФ в Лондоне — Александр Яковенко и Андрей Келин — живут в британской столице практически на положении монахов-отшельников, игнорируемых «вежливым обществом»!
С церемониальной точки зрения визит Лиз Трасс в Москву стал настоящим прорывом. До этого официальный Лондон декларировал, что, пока Москва публично не покается за известную «экскурсию» двух «торговцев спортивным питанием» в знаменитый собор в Солсбери, Великобритания будет бойкотировать российских официальных лиц. Сейчас эта позиция без особого шума была выкинута на помойку. Но суть отношений между двумя ядерными державами это ни на йоту не изменило.
«Я давно не участвовал в дипломатических переговорах, которые можно было бы проводить в прямом эфире. Ничего конфиденциального мы не услышали», — заявил Лавров во время своей пресс-конференции по итогам своего общения с британским министром. Вношу важное уточнение: в теории эта пресс-конференция была совместной. Но на практике каждый из министров дул в свою дуду. Между двумя странами не появилось ни одной новой точки соприкосновения.
Точно с таким же успехом Лиз Трасс могла бы не приезжать в Москву, а произнести очередную обличительную речь в палате общин в Лондоне. «На голубом глазу произносить ложь», «Это школа Геббельса» — эти две цитаты Сергея Лаврова, посвященные, правда, не персонально Трасс, а Западу в целом, дают исчерпывающее представление о сути переговоров. Если бы Лиз Трасс была мужчиной, я бы совсем не удивился, если бы два руководителя внешнеполитических ведомств прямо на глазах журналистов сошлись в кулачном поединке.
А еще я бы не удивился, если бы в этой кулачной дуэли приняли бы участие и журналисты. Российские «акулы пера» засыпали мадам Трасс язвительными вопросами. Но она их просто-напросто игнорировала. Возникает вопрос: зачем все это было надо? С какой реальной целью Лиз Трасс приезжала в Москву? Очень хочу ошибаться, но, похоже, чисто с целью покрасоваться — показать свою личную крутизну (напомню, глава британского МИД — первый кандидат в новые премьеры, если Борису Джонсону придется вскоре уйти в отставку) и показать, что Великобритания играет ведущую роль в разруливании кризиса в Европе.
Лавров сказал об этом практически открытым текстом: «Тема Украины — костыль для падающих рейтингов западных политиков». За этим язвительным замечанием последовал призыв «вести себя по-взрослому». Жаль, что с российской точки зрения он точно останется без положительного ответа. Лондон считает, что он и так «ведет себя по-взрослому»: не щадя живота своего (или, вернее, не своего, а украинского) «противостоит российской агрессии».
Грустно все это? Я бы сказал, что вполне ожидаемо. Визит Лиз Трасс лишь подтвердил то, что и так было абсолютно очевидно: попытки наладить содержательный диалог в нынешней политической реальности обречены на провал. Обсуждать дела можно с американцами, французами, немцами, даже украинцами. А с англичанами можно сейчас только пикироваться. Ни в чем другом они не заинтересованы.
Отвечая Сергею Лаврову, мадам Трасс заявила: «В ходе этих переговоров я точно не была немой!» Заметим, что про «глухоту» британский министр ничего не сказала.
Британское начальство по поводу России сейчас очень много говорит, но очень мало слушает. Спасибо, короче, Лиз, что заехала! Хотел было написать привычное «приезжай еще», но счел это чересчур циничным и неискренним. С таким неделовым настроем от дальнейших обменов визитами вполне можно воздержаться. Хуже от этого точно не будет.