Новый глава администрации президента Казахстана Нуртлеу родился в Алма-Ате в 1976 году. Свою политическую карьеру он начал в МИД республики, ведомстве, которое считается вотчиной Токаева. В том числе, он был советником Токаева, когда тот возглавлял МИД. В 2019 году шеф стал президентом, а Нуртлеу сделали его помощником.
Новый спикер нижней палаты парламента Ерлан Кошанов родился в 1962 году в Карагандинской области Казахстана. С сентября 2019 года и до последнего времени он возглавлял администрацию президента Токаева. На посту спикера парламента Кошанов сменил Нурлана Нигматулина - видного деятеля «Нур Отана», бывшего руководителя парламентской фракции и председателя Мажилиса с 2016 года.
В самом «Нур Отане» тоже прошли знаковые перестановки. В Бюро политического совета партии больше не входят старшая дочь Нурсултана Назарбаева Дарига, его сподвижники Аскар Мамин, Бауыржан Байбек и другие. Накануне сам Назарбаев передал Токаеву руководство партией, названной в честь первого президента.
В Алма-Ате, которая в начале 2022 года оказалась в центре внимания мировых СМИ, сменили акима. Бакытжан Сагинтаев уступил место Ерболату Досаеву. При Токаеве Сагинтаев бы назначен главой президентской администрации, правда, проработал там только 3 месяца, а потом ушел руководить Алма-Атой. Во время протестов автомобиль мэра обстреляли, сопровождающие Сагинтаева были ранены, но он сам не пострадал. Досаев же до сих пор руководил Нацбанком Казахстана, кроме того, до этого он успел побывать министром здравоохранения, финансов и экономики.
«С одной стороны, Токаев расставляет своих людей, с другой - убирает основных политических тяжеловесов, которые могут помешать ему гнуть свою линию. В частности, из политического бюро «Нур Отан» убрали всех сколько-нибудь серьезных людей, остался только Токаев и его приближенные. Партия лишилась статуса неприкасаемой и получила мощный стимул к развитию в конкурентной среде», - заявил «МК» глава Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев.
По словам эксперта, теперь главной интригой является то, куда назначат бывшего лидера «Нур Отан» Нигматулина. «Это один из самых влиятельных людей в Казахстане, возможно, он второй после Токаева. Не исключено, что его сделают акимом Нур-Султана, которым сейчас руководит человек Байбека. При этом Байбек и Нигматулин враждуют друг с другом… Как бы там ни было, главная задача Токаева сейчас заключается в подрыве «кормовой базы» тяжеловесов, сформировавшихся при Назарбаеве», - предполагает Лепсибаев.
Что касается мэра Алма-Аты, то глава Eurasian Expert Council отмечает, что в Казахстане почти никто не верит в реальность покушения на Сагинтаева. По одной из версий, это была постановка, с помощью которой градоначальник пытался уйти от ответственности за события в городе. В связи с этим у Лепсибаева нет сомнений в актуальности замены акима, но есть вопросы относительно нового градоначальника. «Ерболат Досаев обладает очень важным для политика свойством - он из любого скандала выходит сухим. При этом в 51 год он является долларовым миллионером, хотя никаких значимых успехов в жизни добиться не смог», - говорит эксперт.
Помимо кадровых перестановок, Токаев потихоньку вводит и некоторые изменения во внешней политике. Он уже заявил, что для Казахстана евразийская интеграция - это приоритетное направление развития. Плюс к этому Казахстан собирается создать свое постоянное представительство при ОДКБ в Москве.
«Сейчас все гадают, зачем Токаев решил заявить о евразийской интеграции. Дело в том, что внутри Казахстана этого вопроса вообще нет в повестке дня. О ЕАЭС вспоминают исключительно в негативном ключе, 90% экономистов говорят, что Казахстан теряет на членстве в этой организации до 3% ВВП. Все надежды казахстанских предпринимателей по поводу выхода на российские рынки провалились. В экспертном сообществе обсуждают выход Казахстана из ЕАЭС», - заявил «МК» Лепсибаев.
Однако старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин полагает, что Токаев вспомнил про ЕАЭС и ОДКБ не случайно. «Сейчас у Казахстана не так много тем, которые в целом могли бы способствовать единству страны. Евразийская интеграция - одна из них. При этом заявления о том, что ЕАЭС не приносит никакой выгоды Казахстану, не соответствуют действительности. Во-первых, это облегченный транзит товаров через Россию. Во-вторых, в случае вступления Узбекистана в ЕАЭС Казахстан станет крупным транзитным узлом в Центральной Азии. А выход Казахстана из ЕАЭС и ОДКБ приведет к слому всей внешнеполитической стратегии страны, и последствия могут быть тяжелыми как лично для Токаева, так и для всего Казахстана», - считает Притчин.
Эксперт подчеркивает, что Токаев не сказал ничего нового, он лишь подтвердил тот курс, который был взят руководством республики еще до его президентства. «Определенная канализация негатива, связанная с евразийской интеграцией Казахстана, может объясняться двумя причинами. Во-первых, противники этого процесса на Западе пытаются дискредитировать ЕАЭС. Во-вторых, всегда удобно списать внутренние проблемы страны на наднациональные структуры.