Закон об «иностранных агентах»: робкая и ни на чем не основанная надежда

Поручение президента не гарантирует смягчение законов

Президент Путин поручил до 1 мая проанализировать практику применения российских законов об «иностранных агентах» и «при необходимости» представить предложения о внесении в них изменений. Такая формулировка не гарантирует смягчения действующих правил, но робкую надежду на это всё же дает.

Поручение президента не гарантирует смягчение  законов

29 января 2022 года был опубликован перечень поручений главы государства по итогам его дистанционного общения с Советом по развитию гражданского общества и правам человека, имевшим место 9 декабря 2021 года. Поручения по итогам ежегодных традиционных встреч с правозащитниками в последние годы обнародуются с большой задержкой: с поручениями по итогам встречи в начале декабря 2020 года, например, широкая публика смогла ознакомиться на официальном сайте Кремля лишь в самом конце января 2021 года. Этот год не стал исключением.

На прошлогодней декабрьской встрече тему законодательства об «иностранных агентах» (и НКО, и физических лиц, и СМИ-иноагентов ) поднимали журналист Николай Сванидзе, глава Союза журналистов Москвы, главный редактор «МК» Павел Гусев и первый вице-президент Адвокатской палаты Москвы, адвокат Генри Резник. Все они говорили о размытости формулировок, которые дают властям право включать в соответствующие реестры во внесудебном порядке, без всякого предупреждения и объяснения, любую некоммерческую организацию, СМИ, журналиста и вообще любого гражданина РФ. Достаточно когда-либо получить сколь угодно малое (хоть 50 рублей) финансирование из иностранных источников и при этом заниматься «политической деятельностью» или репостить в соцсетях материалы ранее уже включенных в реестр «иноагентов» СМИ. Причем «политической деятельностью» у нас считается и публичное обсуждение законопроектов и других решений власти, а «иностранным источником» - не только иностранец или иностранная компания, но и российская компания с иностранным участием или гражданин РФ, получающий зарплату в иностранной компании, или просто родственник попавшего под раздачу россиянина в ближнем или дальнем зарубежье. Никакой связи между получением денег и политической деятельностью устанавливать не надо - её может вообще не быть.

И вот в длинном перечне поручений мы видим сразу два, касающихся «иноагентов»… Одно из них требует от Минюста (это ведомство ведет реестры «агентов» и контролирует их деятельность) совместно с Генпрокуратурой и Советом по правам человека «проанализировать» правила исключения из реестра некоммерческих организаций-«иноагентов» «соответствующих организаций», а заодно и «практику применения» этого законодательства в целом. «При необходимости» президент попросил представить предложения о внесении изменений в соответствующие законы. Сделать это надо к 1 мая 2022 года.

А второе велит в те же сроки тому же Минюсту совместно с Роскомнадзором при участии СПЧ и «Союза журналистов России» проанализировать вообще все положения законодательства о «СМИ-иноагентах», и то, как они применяются. И опять же «при необходимости» представить предложения о его «совершенствовании».

Какие выводы можно сделать на основании этих формулировок?

Слова «проанализировать» и «в случае необходимости представить предложения по изменению законов» не гарантируют непременного смягчения действующих правил. Да и внесения в эти правила каких-либо изменений вообще тоже не гарантируют. Проанализируют, придут к каким-то выводам, и - может быть, если сочтут необходимым - посоветуют что-то в законах поправить. «Предложат» - то есть представят доклад с соответствующими выводами в Администрацию президента. А уж какое решение на основании этого доклада в Кремле примут - другой вопрос. Широкая публика может не узнать о содержании этого доклада вообще ничего. Как было, скажем, в случае с поручением президента правительству к 1 февраля 2021 года представить варианты решения проблемы индексации пенсий работающим пенсионерам: правительство варианты в срок представило, но какие именно варианты - не известно, и об окончательном решении нам не объявили ни правительство, ни сам президент. Каким было это решение, мы поняли лишь после внесения в Госдуму проекта бюджета на 2022-24 годы, его принятия и подписания президентом: средств на индексацию пенсий работающим в главном финансовом плане стране заложено не было.

Вот ещё один пример, говорящий о том, что поручения могут закончиться ничем (по крайней мере в обозримой перспективе). В прошлом году президент повелел Верховному суду и Генпрокуратуре до 1 июня «рассмотреть вопрос о возможности» на первый раз наказывать за призывы к экстремистской деятельности в административном порядке, а не в уголовном. Можно не сомневаться - и в данном случае соответствующие доклады и ВС, и ГП в Кремль представили в срок. Об их содержании мы и тут ничего не знаем. А о том, каким было решение, можно судить лишь по тому, что и год спустя статья 280 Уголовного кодекса, любимая российскими правоохранителями, осталась неизменной…

На то, что какая-то корректировка законодательства об иностранных агентах всё же может случиться, намекает конкретное указание в том из поручений, что касается НКО-иноагентов, на то, что именно следует проанализировать: основания для исключения их «черных списков» когда-то туда уже попавших НКО.

А срок «до 1 мая» говорит о том, что как минимум до весенних праздников ждать внятных движений по пересмотру законодательства об «иноагентах» точно не стоит - разве что по каким-то кажущимся пока невероятными причинам Кремль не захочет процесс ускорить. Значит, уже внесенные в Госдуму законопроекты о смягчении правил признания СМИ и журналистов «иноагентами» так и будут лежать без движения в думском Комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи. Лежать, ожидая высочайшей «отмашки». Один из этих законопроектов ещё в конце октября прошлого года внесла группа справороссов во главе с Сергеем Мироновым, а авторами другого, попавшего в парламент в начале декабря, стали депутаты из фракции «Новые люди» во главе с Алексеем Нечаевым.

Ещё есть несколько пакетов поправок в законы о «СМИ-иноагентах», подготовленных общественностью и профессиональными сообществами, права законодательной инициативы не имеющими. Речь идет в данных случаях о предложениях, о выраженной в письме позиции. В сентябре свои поправки в закон о «СМИ-иноагентах» направляли в профильный думский комитет члены СПЧ и Союз журналистов России, и совсем недавно аналогичным образом поступили и петербургские журналисты вместе с группой депутатов Законодательного собрания «северной столицы». Известно также, что свой пакет поправок подготовила почти полгода назад и группа главных редакторов ряда российских СМИ (среди них - главный редактор «Новой газеты», Нобелевский лауреат Дмитрий Муратов) - они были переданы в Администрацию президента. Все эти инициативы, при всех различиях, сходятся в одном: «иноагентом» может признать журналиста или Спи только суд.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28714 от 31 января 2022

Заголовок в газете: «Иноагентское» предложение

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру