F-35 упал 24 января при посадке на авианосец «Карл Винсон» (USS Carl Vinson) ВМС США. После полета над Южно-Китайским морем самолет при посадке ударился о палубу, а потом упал в море. Об этом сообщила пресс-служба американского Тихоокеанского флота. Пилот катапультировался и был спасен. Пострадали шестеро моряков.
По информации CNN, ВМС США тут же организовали срочную операцию по поиску истребителя и его подъему. Якобы сделано это из-за опасения, что к самолету на дне раньше доберутся китайские водолазы.
У Китая свои виды на Южно-Китайское море и острова в нем. Он там держит военно-морские силы. Он почти наверняка захочет заполучить затонувший F-35, считают американские аналитики. Для этого он может задействовать подлодки и глубоководные подводные аппараты.
В свою очередь, американцы могут пойти даже на уничтожение самолета на большой глубине торпедой. Хотя эту версию называют маловероятной.
В ноябре 2021 года британский F-35B потерпел крушение при взлете с палубы своего авианосца HMS Queen Elizabeth в Средиземное море. Тогда самолет удалось поднять с глубины. При этом британцы боялись, что самолет мог заинтересовать российскую разведку.
Вот как прокомментировал аварию F-35A в Южно-Китайском море военный эксперт, капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров:
— Этот самолет мог бы стать ценнейшим призом для китайцев, если им удастся достать его. Но дело в том, что американцы все сделают для того, чтобы помешать им это сделать. Они не допустят китайцев до этого самолета.
Я думаю, что американцы уже оцепили этот район. Там уже и подводные лодки, и надводные корабли. Китайцы просто не успеют его достать.
Самолет – это ценнейший приз. Да, некоторые модификации F-35 поставляются на экспорт и производятся в кооперации с другими странами. Но тут-то утонул F-35A, который построен «Локхид Мартин» непосредственно для ВМС США. Он полностью соответствует тем параметрам, которые конструкторы изначально заложили. То есть его характеристики не «загрубленные», как у самолетов, предназначенных на экспорт, а рассчитанные на «собственное потребление». Такие, какими они должны быть.
Получить все эти секреты, технологические хитрости, аппаратуру опознавания «свой-чужой», систему вооружения, прицельно-навигационный комплекс – это голубая мечта любой разведки.
Вспомним, когда наш новейший МиГ-25 летчик Беленко угнал в Японию, где его сразу же «срисовали» американцы, мы фактически потеряли все самолеты этой серии. А замена системы опознавания «свой-чужой» на всех самолетах советских ВВС обошлась еще дороже. На несколько лет вперед мы потеряли все наши технологические наработки в этом сегменте боевой авиации. А американцы получили ценнейший трофей.