После принятия законопроект заменит действующий с 2003 года закон о местном самоуправлении (МСУ) — он, по словам одного из авторов, главы думского Комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова («ЕР»), менялся 186 раз и «превратился, по сути, в лоскутное одеяло». Новый закон, объяснил он, понадобился после того, как летом 2020 году в Конституцию внесли поправку, закрепившую «принцип единства публичной власти, который предполагает согласованные действия разных уровней власти как единого целого».
Результатом станет сокращение «не меньше чем в два раза» числа имеющихся в России муниципальных образований (сейчас их около 20 тысяч), признал докладчик. Цель будет достигнута путем превращения двухуровневой системы российского МСУ в одноуровневую и сокращения возможных видов муниципальных образований (МО) с восьми до трех. Сейчас, напомнил г-н Крашенинников, в России есть «матрешечные» муниципальные образования — например, муниципальные районы, в которые входят городские и сельские поселения, или городские округа с внутригородским делением на районы. В каждом из низовых МО есть свой избранный представительный орган (совет, например) и глава. Когда законопроект станет законом, в России останутся только городские и муниципальные округа да в городах федерального значения (Москва, Петербург и Севастополь) сохранятся внутригородские территории. Городские округа возникнут вокруг крупных городских центров, а муниципальные округа объединят небольшие населенные пункты вроде райцентров или сел. Г-н Крашенинников особо подчеркнул, что речь идет «не о ликвидации органов МСУ, а об их объединении, то есть оптимизации».
Муниципальных выборов станет намного меньше, раз меньше станет представительных муниципальных органов. Способов наделения полномочиями главы МО законопроект предлагает три, причем, как и сейчас, право решить, какой именно будет действовать на территории того или иного региона, отдано региональным органам власти. Захотят разрешить прямые выборы мэров — разрешат (правда, почему-то почти нигде не разрешают). Захотят предпочесть выборы мэра местными депутатами из их же числа (в этом случае мэр будет считаться одновременно и муниципальным, и региональным должностным лицом) — пожалуйста. Еще одна опция — выбор мэра местными депутатами из числа кандидатов, представленных губернатором.
Возможностей снять с должности главу МО, даже избранного населением, у глав регионов станет больше. «Власть должна работать как единый механизм — за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных регионом в МО полномочий может быть вынесено предупреждение, выговор, а если в течение месяца нарушения не устранил — отстранение», — сказал г-н Крашенинников. Еще одно основание для отставки — систематическое недостижение показателей эффективности, которые уже установил своим указом президент: в этом случае глава субъекта вправе обратиться с инициативой убрать мэра в представительный орган субъекта.
Олег Михайлов (КПРФ), представляющий в Думе Республику Коми, напомнил, что в этом регионе между райцентром и поселениями иногда огромные расстояния. «Не придется ли людям теперь, чтобы добраться до местной власти, преодолевать десятки или сотни километров?» — спросила и Роза Чемериз («Новые люди»). Г-н Крашенинников успокаивал: власть от людей не оторвется, потому что в результате «оптимизации» в маленьких населенных пунктах будут постоянно работать территориальные органы муниципалитетов, их представители. Сейчас в сельских поселениях бюджет зачастую такой, что покрывает только расходы на содержание главы поселения и его маленького аппарата, убеждал г-н Крашенинников. Ничего сделать полезного для людей он все равно при таком раскладе не может.
Едва услышав слово «оптимизация», критики законопроекта тут же припомнили недоброй памяти оптимизацию здравоохранения и оптимизацию образования. «Когда их проводили, тоже говорили, что нет денег, нет кадров, давайте укрупним», — сказал, в частности, Алексей Куринный (КПРФ).
Николай Новичков («СР») и Геннадий Панин («ЕР») беспокоились, насколько соответствуют Конституции предложенные новые правила. Дело в том, что статья 12 Основного закона провозглашает органы местного самоуправления самостоятельными и не входящими в систему органов государственной власти — а тут, получается, мы МСУ «инкорпорируем» во властную вертикаль… Г-н Крашенинников на это отвечал, что он лично никаких противоречий тут не видит.
В поддержку инициативы выступили единороссы и «Новые люди». Выступавший от имени ЛДПР Алексей Диденко выразил опасения, что отказ от двухуровневой системы МСУ может привести к еще более активному оттоку населения из сельских поселений Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири. В КПРФ считают, что «по сути, происходит огосударствление местного самоуправления», заявил от имени фракции Георгий Камнев. «СР» тоже была против: Андрей Кузнецов назвал выгодоприобретателем от нововведений региональную власть, которая сможет избавиться от протестов.
«За» проголосовало 294 депутата, против — 77. Двое воздержались.