«Байден отказывается от политики сдержанности в украинском вопросе и рассматривает возможность отправки американских военных в Восточную Европу и Прибалтику», - пишет автор статьи в NYT. По его словам, высокопоставленные представители Пентагона представили Байдену несколько вариантов действий на случай «российской агрессии в отношении Украины». Один из них - размещение американского военного контингента численностью до 5 тысяч человек в Прибалтике и странах Восточной Европы.
Ранее американский президент уже заявлял, что в случае необходимости США готовы увеличить военное присутствие в Румынии и Польше. Глава Румынии Клаус Йоханнис такое решение поддержала.
Все эти заявления проходят на фоне поставок из США на Украину боеприпасов и летального оружия. На своей странице в Twitter глава Минобороны Украины Алексей Резников сообщил, что Киев получил от США более 80 тонн оружия в качестве военной помощи. «И это не конец», - отметил министр.
Российский политолог, теле- и радиоведущий Дмитрий Куликов рассказал, какое военное значение могут иметь подобные шаги со стороны США:
- На мой взгляд, военное значение подобных действий со стороны Соединенных Штатов, на самом деле, не высокое. Все эти действия направлены больше на нагнетания атмосферы и создание как можно больше инфоповодов для истерики, особенно вокруг Украины. Американцы же считают, что это самый выгодный фон для обсуждения тех требований, которые Россия предъявила Штатам и НАТО. И в этом есть два «хитрых» плюса, которые видит политический американский ум. С одной стороны, чем страшнее истерия, тем с большим облегчением будут приняты какие-то решения, на которые, может быть, придется пойти Вашингтону в вопросе требований России. С другой - демонстрация «силы», даже скорее создание фантома силы и максимально громкого крика: «Насколько мы сильные и насколько серьезно можем противостоять России». Оба направления этого действия носят, прежде всего, имитационно-имиджевый характер для Соединенных Штатов.
С моей точки зрения, принципиальное военное значение здесь невелико, но за этим теоретически могут последовать и какие-то другие действия в отношении той же Украины. Более того, для Америки это может обернуться тем, что переговоры с Россией не продолжатся. Потому что, я напомню, мы потребовали не размещения иностранных войск на территории таких государств, как Болгария, Румыния и других, вошедших в НАТО после 1997 года. На что США, получается, демонстративно заявляют: «Мы прямо сейчас еще дополнительно там разместим». В принципе все происходящее может привести к окончанию переговорного процесса.
- Можно ли действия США расценивать, как нежелание урегулирования всех вопросов мирным путем?
- Однозначно пока трудно сказать. Американская позиция двойственна. Им очень надо как-то договориться с Россией. Ну, как договориться - точнее, выстроить отношения там, чтобы они что-то приказали, а Россия быстро исполнила. И это бы они назвали «договоренностью». Но понятно, что так не будет. Поэтому Соединенные Штаты находятся в такой подвешенной ситуации: на фоне всего происходящего им и договоренность с Россией нужна, или по крайней мере длинный процесс переговоров, свидетельствующий о том, что между нами есть некое перемирие. Дальше этим процессом переговоров они могли бы манипулировать, пытаться нас как-то обмануть, спекулировать этим процессом по отношению к Китаю и так далее. Именно этого им бы хотелось больше всего. Запустить еще один фиктивный процесс под названием «Переговоры с русскими». Но думаю, что нас не устроит такой сценарий, и, если наши требования не будут приняты, то вероятность того, что фиктивно-демонстративные переговоры будут продолжены, я расцениваю очень низко.