Об отмене отъезда потенциального посла в африканское островное государство стало известно 19 января. В МИД РФ пояснили, что решение связано с личными причинами. Об этом же сказала в интервью СМИ сама Наталья Поклонская, а позднее на вопрос вынужден был ответить и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Он также подтвердил версию о личных причинах, подчеркнув, что пока кандидатуры на замену Поклонской в роли посла в Кабо-Верде на данный момент еще не стали предметом обсуждения в верхах.
Тем не менее некоторые усмотрели в инциденте внешнеполитический подтекст: якобы в Кабо-Верде могли не выдать агреман (предварительное согласие одного государства на назначение главы диппредставительства другой страны; его получение для работы послом предписано Венской конвенцией о дипломатических сношениях. — «МК»).
Такая версия, впрочем, изначально выглядела малоправдоподобной. Кабо-Верде для России не какой-то проблемный партнер, с которым могли бы возникнуть разногласия по данному поводу. Тем более что заявил российский дипломатический источник, отвечая на вопрос о согласии принимающей стороны, агреман на Поклонскую был получен.
Сама эта ситуация вполне вписывается в другую тенденцию: еще при назначении экс-прокурора Крыма, ставшего в 2016-м депутатом Государственной думы РФ, на должность посла в Кабо-Верде, ходили слухи, что это будет «ссылка». Сама Поклонская эту версию отрицала, выражая готовность работать на благо страны в любом качестве, однако источники в ГД утверждали, что ее в нижней палате российского парламента видеть не желают — в первую очередь из-за медийной активности, сопровождаемой неконтролируемыми (читай — несанкционированными «сверху») высказываниями и действиями, идущими вразрез с общей линией. Так, например, будучи депутатом, она голосовала против повышения пенсионного возраста.
Сейчас же, как стало известно «МК» от источников, близких к Кремлю, идея о назначении Поклонской послом также была пересмотрена из-за ее поведения. Так, в частности, еще в ноябре прошлого года, после подписания президентского указа, она назвала введение QR-кодов «нарушением» Конституции РФ. Причем сделано это заявление было не на государственной площадке, где ее хотя бы могли «осадить» официальные лица, а в ее личном аккаунте в сети Instagram.
Если эти сокрытые под формулировками о «личных обстоятельствах» версии происходящего верны, то остается констатировать, что стремительно взошедшая звезда Поклонской, похоже, закатилась. Еще 7 лет назад, когда она прославилась на должности прокурора присоединенного к России Крыма (во многом популярность была обеспечена японскими поклонниками аниме, которые нашли внешность главы прокуратуры привлекательной и «няшной»), власти, похоже, всерьез делали ставку на свежую персону. Эта тенденция сохранялась и при выборах в ГД 2016-го, когда на фоне многих Поклонская действительно привносила элемент политической новизны. Однако прежде игравшая на руку верхам ее активность быстро стала неподконтрольной, на что, разумеется, власти не могли не отреагировать.