Не успели войска ОДКБ обустроиться в Казахстане, как через неделю президент Касым-Жомарт Токаев попросил их на выход. И получилась странная ситуация: с одной стороны, Россия вроде как помогла «братской» стране, а с другой стороны Токаев оказался, как это представляют, в неловком положении.
Не секрет, что основную часть контингента ОДКБ составили российские войска. Это вызвало волну негодования в казахских соцсетях. И, как пишет Наргис Касенова в The Washington Post, для успокоения общественности на пост министра информации назначили открытого русофоба Аскара Умарова.
Проблема в том, что Казахстан не чужд бытовой и политической русофобии, у чего есть предпосылки, прямо не касающиеся советского прошлого. Ведь доля этнических казахов выросла с 40% в 1991 году до примерно 70% в настоящее время.
Данное явление стало следствием целенаправленной политики предыдущего лидера Казахстана, Нурсултана Назарбаева, который стремился вернуть на родину казахов из Китая, Монголии и стран Центральной Азии.
Новые поколения граждан Казахстана обучались с привязкой к казахской исторической и национальной идентичности. Также большую работу провели американские НКО, которые, как водится, очень неравнодушны в вопросах развития демократии и независимости на постсоветском пространстве. По данным главы министерства общественного развития Казахстана, в 2018 году в стране работало около пары сотен НПО, 70% финансового обеспечения которых приходилось на американские и международные организации. Бюджет - приблизительно $13,6 млн.
Более того, отмечает Касенова, «США в Казахстане последовательно работали на укрепление независимости, суверенитета и территориальной целостности новой страны, сдерживая неоимперские тенденции России».
По ее мнению, последние события только подтвердили это. Да и в целом, отношения Казахстана с Россией носят характер патрон-клиентских, что все больше не устраивает казахов.
Подытоживает она тем, что Казахстану требуется еще больше суверенитета, в чем Америка и ее союзники должны обязательно помочь.