Политическую жизнь далекой Республики Чили внезапно стало возможным рассмотреть под новым углом. Габриэль Борич не новичок в политике, он дважды избирался в парламент. Последний раз это произошло в 2017 году. А в 2019-м Чили сотрясла волна мощных уличных протестов.
Для многих они оказались неожиданными. Ведь Чили относилась к наиболее благополучным странам региона. Но выяснилось, что отнюдь не все так мажорно, как представлялось. Недовольство постепенно копилось, затем вылилось на улицы. Протесты накатывались волнами.
Поводом для возмущения послужило незначительное повышение цен (на 30 процентов — примерно 0,04 доллара) на билет в комфортабельной столичной подземке. Это обстоятельство стало детонатором, спусковым крючком для означенных событий, вылившихся в массовые беспорядки и кровавую драму. Разъяренные юноши в защитных масках громили и поджигали станции метрополитена, автобусы; пострадали небоскреб энергетической компании Enel и другие импозантные постройки. Многие супермаркеты и торговые точки оказались разграбленными — людям негде было приобрести продовольствие. Ущерб исчислялся в миллионах долларов. Не работали медицинские учреждения, школы и высшие учебные заведения, перестал функционировать общественный транспорт — люди не могли добираться до места службы.
Власти бросили на усмирение протестующих муниципальную вооруженную полицию, использовавшую дубинки, брандспойты и слезоточивый газ. А затем вывели на улицы армейские подразделения — впервые после падения диктатуры Аугусто Пиночета. В Сантьяго и ряде других городов ввели чрезвычайное положение со всеми вытекающими последствиями.
По убеждению авторитетных экспертов, использование вооруженных сил было не только преждевременным, но и ошибочным. Это лишь подогрело молодежь, которая тогда забрасывала солдат камнями и другими тяжелыми предметами, попадавшими под руку. Отсюда сотни изувеченных сверстников, бросавшихся на амбразуру. Представительница Международной амнистии Пилар Санмартин констатировала грубое нарушение прав человека. Печальный итог: 20 погибших, 239 раненых, 2151 задержанный.
Спустя три дня глава государства признался в отсутствии широкого взгляда, покаялся. Призвал лидеров протестующих сесть за стол переговоров, обсудить с ними комплекс накопившихся проблем. Значительно реорганизовал правительственный кабинет, заменил самых одиозных членов, в том числе министров внутренних дел, финансов, труда и ряд других. Внес в парламент — двухпалатный Национальный конгресс — пакет социальных мер, включавший повышение минимальной заработной платы, пенсий, снижение цен на энергоносители и ряд других. Отменил чрезвычайное положение. Иными словами, дал задний ход.
Однако брожение не стихало. 26 октября 2019 года в столице прошла массовая манифестация. Свыше миллиона мирно настроенных граждан, державших в руках красочные плакаты с насущными требованиями, главным из которых было решение ключевой проблемы социального неравенства. «Мы еще ничего не получили!» — таков был лозунг людей. «Чили проснулось!» — воскликнула знаменитая актриса Сусана Идальго, участвовавшая в демонстрации. 29 октября меньшим числом, но с аналогичными лозунгами люди подошли к правительственной резиденции — дворцу «Мирафлорес». Их разогнала полиция. При этом в целом преобладало расслабленное, праздничное настроение, людям предлагали воду, лимоны… 4 ноября активисты 70 профсоюзных организаций вышли на улицы и площади столицы, остановились у здания парламента, потребовав увеличения минимальной заработной платы, реформы трудового законодательства, изгнания частных кампаний из пенсионных фондов.
Тут стоит сказать, кто тогда был у власти. Президентом страны был Себастьян Пиньера, находившийся на вершине политического олимпа в первый раз с 2010 по 2014 год и не имевший согласно конституции возможности выдвигаться вторично сразу по окончании предыдущего мандата. Спустя положенный срок он баллотировался и вновь стал президентом в 2018-м. Это богатейший человек, миллиардер, «владелец заводов, газет, пароходов». Его личное состояние превышает 2,7 миллиарда долларов. Он владелец вертолета, акционер национальной авиакомпании ЛАН, телевизионного канала и футбольного клуба. Придя к рулю правления, он сразу взял курс на дальнейшее укрепление позиций собратьев по классу.
Пиньера продолжил приватизацию ведущих отраслей экономики. Отодвинул на задний план нужды рядовых граждан. Предпринимательская и политическая элита туже затянула пояса. Были внесены существенные коррективы в социальную политику — в частности, в закон о бесплатном образовании, принятый предыдущим правительством. Эта и ряд других непопулярных мер и стали причиной глубинного недовольства курсом администрации.
Присмотревшись за какое-то время к деяниям властей и не найдя в них ничего позитивного для себя, люди ринулись в бой и стали сражаться за свои интересы. Согласно статистическим выкладкам, 1% наиболее состоятельных персон страны обладает 26,4% национального достояния. На долю менее обеспеченных людей приходится 4,5%. Это абстрактное положение расшифровал 21-летний студент Карлос Моралес, привел конкретные данные. Есть индивидуумы, получающие 9 миллионов песо в месяц (примерно 813 тысяч рублей по сегодняшнему курсу) при минимальной заработной плате в 300 тысяч (примерно 27 тысяч рублей). «Это порождает гнев населения. Мы сплотились, чтобы власть услышала наш голос», — говорил молодой человек.
Крохи с барского стола едва покрывали элементарные нужды. Не хватало ресурсов для комфортного обустройства жилищ, воспитания и обучения молодого поколения, не говоря о получении высшего образования. Ведь оно преимущественно платное. Хотя уровень жизни в стране выше, чем у многих соседей, люди не довольствовались достигнутым.
Под воздействием продолжавшихся три недели протестов глава государства обнародовал расширенный план уступок. Он включал: сокращение рабочей недели с 45 до 40 часов, реформу налоговой системы, повышение пенсионного обеспечения за счет работодателей на 5%, увеличение финансирования здравоохранения, снижение цен на лекарства, повышение минимальной заработной платы на 16%, налогов для крупных предприятий и владельцев дорогой собственности. «Мы не остановимся, пока не удовлетворят все наши требования», — резюмировали разгневанные граждане.
Власти обязаны чутко прислушиваться к настроениям в обществе, и это хорошо понял новый президент Габриэль Борич. Этот деятель впервые громко заявил о себе, когда обсуждался болезненный вопрос о стоимости высшего образования, являющегося самым дорогим в регионе. В акциях насилия он не участвовал. Но сочувствовал вышедшим на улицы и извлек серьезные уроки из всего этого.
И сейчас он намерен попытаться выправить чудовищные перекосы между различными слоями общества. Решить наконец застарелую проблему дороговизны высшего образования, вплотную заняться пандемией, захлестнувшей страну, не допустить резкого поворота влево — повторения ситуации при президенте Сальвадоре Альенде, давшей повод милитаристским кругам совершить кровавый переворот.
Есть надежда, что вступающий в должность глава государства не совершит подобных шагов.