По конец прошлого года уже настолько отчетливо пахло порохом, что лидеры Китая, России, Великобритании, США и Франции решили обойтись хотя бы без апокалипсиса. И в первых числах января вышло их совместное заявление о предотвращении ядерной войны. Что уже неплохо, даже если не обращать внимания на один небольшой момент — они договорись, что нельзя бросаться атомными бомбами друг в друга, а вот насчет третьих стран уговора не было. Но выдохнуть и спокойно ждать намеченных переговоров Россия—НАТО о судьбе Украины (наивно думать, что о чем-то еще, поскольку официально заявляемые темы суть эвфемизмы) не дал Казахстан.
Из не случившейся в Казахстане революции можно извлечь несколько уроков. В Казахстане то же, что у нас, там товарищ Касым-Жомарт (ныне действующий президент Токаев), и все идет по плану: население нищает, олигархи богатеют, промышленность разрушена, медицина оптимизирована. ВВП на душу населения сопоставим с российским, процент людей за гранью бедности почти такой же, а еще Казахстан очень богат природными ресурсами. Но власти Казахстана допустили серьезную ошибку, не приняв во внимание российский опыт. При диком олигархическом капитализме стабильность обеспечивается тем, что население балансирует на грани выживания — не сваливаясь окончательно в нищету, но и не переходя в средний класс, который, почувствовав уверенность в себе, тут же начнет требовать политических свобод. А в Казахстане взяли и отпустили цену на газ. И рыночек тут же порешал — она взлетела вдвое. Тут-то на улицы и вышли не малохольные студенты с уточками и крашеными волосами, а серьезные, суровые с похмелья их бати в вытянутых на коленках трениках и дешевых немодных пуховиках. Протест начался как истинно народный. И это урок первый — никакая политика на постсоветских пространствах не даст народного протеста. Только экономика. Но.
Вот второй урок — народный протест тут же был дискредитирован. И даже не мародерами, естественными спутниками массовых волнений. Оппозицией. Той, которая так же, как и у нас, выдавлена за рубеж кормиться с западных рук.
Это патовая ситуация — разрешенной в стране оппозиции не дают прийти к власти, держат ее для видимости и выпуска пара, а вся остальная оппозиция тут же объявляется врагом государства. И как только эта зарубежная казахстанская оппозиция заявила о себе, это дало возможность власти говорить о внешнем вмешательстве. Ну а если обозначено внешнее вмешательство — значит, власть правильно давит протест и не дает развалить страну.
Третье. На самом деле никакого внешнего вмешательства для того, чтобы ввести в страну силы ОДКБ, вовсе не требуется. В статье 2 Договора о коллективной безопасности указано, что введение войск ОДКБ совершенно законно и без всякого внешнего вмешательства.
Еще одно — самое важное. Сразу же было понятно, что протесты в Казахстане будут использовать в своих интересах все кому не лень из тех, кто представляет, где находится Казахстан и кто понимает, что это русская земля. Цитирую патриарха Кирилла: «Это совсем рядом, это на территории исторической Руси, и потому мы не можем быть безразличными к этому пролитию крови, к этим столкновениям, к этому человеческому беспорядку». Было понятно, что «партнеры» будут делать все, чтобы России было неспокойно. И при всех этих вводных (все равно же нас обвинят во всех смертных грехах, «российская интеллигенция» уже запела) на наших глазах тает шанс вернуть, так сказать, Байконур в родную гавань. Русская весна в Казахстане не состоялась. Крым стал исключением из правил.
Что дальше? Дальше в Казахстане устоит нынешний режим, и начнет разрастаться русофобия. И не надо объяснять почему. Наш министр обороны Сергей Шойгу абсолютно правильно сказал в воскресенье, что сегодня информационная война идет на всех фронтах, Россия не имеет права в ней проигрывать. Но при этом мы видим активную дискредитацию нашей миротворческой миссии. Вспомните Крым и Сирию — не продохнуть было от новостей с российской позицией, появилось великолепное обозначение «вежливые люди». А сейчас с нашей стороны — информационный вакуум, который активно заполняет противоположная сторона.
А из хорошего на неделе… Было Рождество. Это как раз во время ночной службы патриарх сказал, что Казахстан — русская земля. А еще нам показали Владимира Владимировича. И я вспомнил съемку 9 мая 2020 года. Тогда одинокий Путин стоял на кремлевском крыльце, а над пустынной, безлюдной Красной площадью пролетали парадным строем боевые самолеты. Хотелось верить, что это временно. Но на празднике в храме в резиденции Ново-Огарево Путин был один. Опять из-за ковида. Один. Не считая священников и съемочной группы. Ему поднесли на подносе свечки, он поставил. Приложился к праздничной иконе. Ничего печальнее увидеть в Рождество было нельзя.
Читайте также: Засекреченный путч: что на самом деле произошло в Казахстане