- Токаев предал Назарбаева, или они вместе приняли решение об отставке Елбасы, чтобы сбить волну протеста?
- Мы не знаем, какие у Назарбаева и Токаева были договоренности до 2022 года, и на каких условиях Назарбаев уходит сейчас. Вместе с тем, сейчас ярче всего выделяются два трека. С одной стороны, протест выходит из-под контроля, Алма-Ата фактически потеряна для силовых структур, в Актау большая часть силовиков перешла на сторону протестующих. С другой, Токаев концентрирует в своих руках все властные полномочия. Пока оба трека развиваются параллельно, но они пересекутся, когда встанет вопрос о расширении протеста и ограниченности ресурсов государства и его устойчивости. Одно дело в условиях кризиса взять под свой контроль всю полноту власти, и совсем другое дело - взять под контроль ситуацию в стране.
- В связи с этим возникает вопрос, что было в начале: сам протест или попытка Токаева взять полноту власти?
- Протест был изначально из-за повышения цен на газ, а все последующие события были использованы президентом.
- То есть вряд ли он специально повышал цены на газ?
- Версии с теориями заговоров всегда очень интересны, но учитывая, по какой динамике развивается ситуация, и то, насколько это невыгодно для государства, сложно себе представить, что кто-то был готов пойти на такой шаг ради переформатирования власти.
- Слишком большие риски?
- Да, поэтому мы можем говорить только о фактах, сопоставляя их во времени.
- А теоретически риски можно было просчитать?
- Несколько лет назад по Казахстану прокатились антикитайские протесты из-за решения властей сдавать землю в аренду. Тогда тоже никто ничего подобного не ожидал. Поэтому вопрос нужно задать властям, которые проводят социологические исследования. Прежде, чем принимать какое-то решение, его нужно отработать на фокус-группах. В данном случае ошибка привела к катастрофическим последствиям.
- Не ошибкой это быть не могло?
- Я не сторонник теории заговоров, но на 100% такую вероятность исключить нельзя.
- Какое будущее теперь ожидает Назарбаева?
- Оно будет не самым простым. У него все еще есть серьезные гарантии в рамках закона о первом президенте: пожизненная защита от уголовного преследования, государственное обеспечение и так далее. Но статус главы Совбеза тоже был пожизненным. Юридическая коллизия несколько подрывает всю систему сдержек и противовесов в Казахстане.
Ясно, что без отца Дариге Назарбаевой будет намного сложнее строить свою политическую карьеру…
- Можно ждать передела бизнеса, связанного с семьей Назарбаевых? Там ведь целая бизнес-империя.
- Сложный вопрос, потому что легально Нурсултан Назарбаев не является собственником никаких предприятий. Другой вопрос, что есть его дети, их мужья и так далее. Вопрос в том, чего захочет Токаев. Кроме того, большая часть этих компаний публичные, их акции торгуются на международных биржах. Если с ними что-то произойдет, это может ударить по имиджу Казахстана и многим инвестиционным проектам в стране. Здесь более сложная система, чем в Узбекистане, и она частично легализована через международные площадки.
- В своем выступлении Токаев пообещал жестко подавить протесты, то есть до этого такого приказа не было?
- Системных жестких шагов действительно не было. Показательного подавления протеста не было. Лидеры протестующих не задерживаются. В итоге, для силовиков ситуация складывается негативно. По мере того, как будет расширяться протест, все больше полицейских будет переходить на сторону противников властей. Соответственно, нужно предпринимать более решительные шаги, пока у государства еще есть ресурсы.
Беспорядкии и протесты в Казахстане: онлайн-трансляция