Насколько обоснованны разговоры о «неминуемых» грядущих военно-политических конфликтах в Азии? Отвечая на этот вопрос, эксперт клуба «Валдай», декан и профессор Школы международных и региональных исследований Восточно-Китайского педагогического университета Фэн Шаолэй, считает, что «слухи о том, что в Азии грядут конфликты, в первую очередь исходят от США».
«Недавно американский министр обороны Ллойд Остин публично заявил, что учения НОАК с обычными вооружениями в Тайваньском проливе были «репетицией» нападения на Тайвань, – напоминает Фэн Шаолэй. – Тем временем госсекретарь США Энтони Блинкен также заявил, что если произойдет конфликт в Тайваньском проливе, это будет катастрофа.
Все эти замечания преследуют две цели. Во-первых, они должны вызвать обеспокоенность общественности по поводу того, что Соединенные Штаты переместят свое стратегическое внимание на Азию. Во-вторых, они призваны подготовить почву для предстоящего «Саммита демократии». Кроме того, союзники США, как в Азии, так и в Европе, надеются повысить свой статус либо за счет различных союзов, либо за счет военных учений, чтобы больше вовлекаться в дела Азии.
Более того, сепаратистские силы, выступающие за «независимость Тайваня», не хотят отставать. Опираясь на поддержку США, они выступают за независимость и разжигают ненависть к материковому Китаю, чтобы заручиться политической поддержкой Тайваня. Однако в случае конфликта эти распространители слухов немедленно сбегают за границу.
По правде говоря, экстремисты в Соединенных Штатах и их сторонники хотят ввергнуть Азию в хаос, такой как украинский кризис и сирийская война, чтобы контролировать Азию.
Тем не менее, даже Ллойд Остин не решился взять на себя окончательную ответственность и добавил, что не стремится к конфронтации с Китаем.
На самом деле азиатские страны больше озабочены тем, как вывести свои экономики из пандемии и способствовать сотрудничеству, стабильности в этом регионе. Конечно, мы также надеемся предотвратить любые конфликты и стабилизировать ситуацию».
Со своей стороны, эксперт клуба «Валдай», ведущий эксперт Центра АСЕАН при МГИМО МИД России Виктор Сумский отмечает: «Обратил бы внимание на события нескольких последних месяцев в Афганистане и Мьянме. Географическое положение обеих стран таково, что нарастание нестабильности и хаоса в любой из них может повлечь за собой весьма неприятные последствия для их многочисленных соседей, среди которых – весьма влиятельные игроки, включая Индию и Китай».
Новым фактором в ситуации с международной безопасностью в Азии стало создание военно-политического альянса AUKUS, объединившего Соединенные Штаты, Великобританию и Австралии.
«Я рассматриваю AUKUS как еще один символ реакции на подъем Китая, который в последнее время расценивается как становящийся все более наступательным, как и в случае его отношений с Австралией, – комментирует эксперт клуба «Валдай», младший научный сотрудник программы стратегических исследований фонда Observer Research Foundation Ниведита Капур. – Таким образом, Австралия решила углубить свой союз с США и вступить с ними в партнерство в области безопасности вместе с Великобританией, в рамках которого она приобретет атомные подводные лодки для усиления своего военно-морского потенциала в Тихом океане. AUKUS также служит сигналом того, что Соединенные Штаты по-прежнему привержены своему присутствию в Азии».
«Лично мне известие о создании AUKUS напомнило о попытке создать – в далеком 1954 г. – подобие азиатского НАТО под фонетически созвучным названием СЕАТО, – отмечает Виктор Сумский. – Хотя эта аббревиатура расшифровывается как «Организация договора Юго-Восточной Азии», на первых ролях в СЕАТО были как раз нынешние творцы AUKUS – США, Великобритания и Австралия. И тогда, и сейчас главной заботой этой тройки было сдерживание Китая, в том числе посредством затяжных военных интервенций во Вьетнаме и сопредельных государствах. Падение Сайгона в 1975 г. фактически предопределило тихий самороспуск СЕАТО двумя годами позже. Кажется, сейчас этот урок истории благополучно забыт».
Какова роль России как евразийской державы в современной Азии? Достаточно ли активна наша страна на этом направлении?
«Нам предстоит продолжение планомерные работы по укреплению партнерских отношений с государствами Центральной Азии, Китаем, Индией, Ираном, Вьетнамом и АСЕАН в целом, по наполнению реальным содержанием деятельности ШОС и ОДКБ – и по увязыванию всего этого с процессами экономической интеграции в Большой Евразии, подъемом регионов Сибири и Дальнего Востока. В моём понимании, это и есть то, что наш президент назвал российским «проектом на весь XXI век», – говорит Виктор Сумский.
«Россия остается ключевым игроком в Евразии и неуклонно налаживает связи с различными региональными державами в Азиатско-Тихоокеанском регионе в рамках своего поворота на Восток, – считает Ниведита Капур. – Состоявшийся в понедельник визит президента Владимира Путина в Индию стал еще одним свидетельством его приверженности делу улучшения отношений с ключевыми странами региона, в сторону которых смещается глобальная геополитика и экономическая мощь. Как независимая держава, которая не рассматривается государствами региона как угроза, Россия играет важную роль в формирующемся региональном порядке.
Однако следует отметить, что присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе все еще ограниченно, за исключением все более тесного партнерства с Китаем, особенно в экономической сфере. Хотя Москва объявила о своем повороте на Восток, предстоит сделать еще многое, чтобы укрепить ее положение в регионе. В регионе присутствует несколько держав, которые были активно вовлечены в азиатские политические, экономические и оборонные отношения намного дольше, чем Россия. Это добавляет еще один уровень сложности российским усилиям в регионе, особенно во время продолжающегося соперничества между США и Китаем, а также состояния отношений между Соединенными Штатами и РФ».