«Я не замечаю никакой тревожности. Единственное, иногда фиксирую праздные рассуждения на тему войны, будет она или нет. Но люди, которые это говорят, обсуждают войну, которая будет как бы не здесь и не с ними.
Возможно, это особенность нашей психики, которая блокирует излишнюю тревожность. Все-таки 8 лет прожили, волнуясь о будущем. А может быть, действительно нет перспектив для начала войны, и мы подсознательно понимаем, что речь идет просто о политических играх, — рассказывает «МК» журналист из Донецка Рамиль Замдыханов. — Точно никто не собирает тревожные чемоданы, никто не скупает товары первой необходимости. Наоборот, наша жизнь постепенно наполняется предновогодней суетой. Окопы никто не роет.
Я хорошо помню Донецк мая 2014 года — сейчас совсем другая ситуация. Война — как темнота, которая наступает, когда в комнате выключаешь свет. Она не наползает, а появляется моментально. Ощущение войны буквально пронизывает тебя, и ты понимаешь что она вокруг, а ты в ней».
Замдыханов подчеркнул, что он живет в районе донецкого железнодорожного вокзала рядом с Песками и аэропортом. По его словам, за все время с начала войны обстрелы не останавливались ни на один день. «То стихает, то загорается. Люди работают. Каких-то всплесков я последнее время не замечал», — заключил собеседник «МК».
«В нашей семье тему войны даже не обсуждают. Вот весной немного страшновато было, но мы с юмором на это смотрели. Наверное, уже так привыкли, что смех стал защитной реакцией. Окраины Донецка обстреливают, конечно, но в центре этого не слышно», — говорит жительница Донецка Надежда.
Еще одна жительница столицы ДНР Анна призналась корреспонденту «МК», что ее знакомые живут по принципу «что было — видели, что будет — посмотрим». "Осточертело это нагнетание и все эти журналистские танцы на костях с обеих сторон. Никаких приготовлений к войне не видно. Да и надоело уже готовиться, все привыкли".

Тревожные настроения есть у тех, кто живет ближе к линии соприкосновения. Стрелять в последнее время стали чаще и сильнее. Но окопы никто не роет, зато резиденцию главы ДНР Дениса Пушилина, здание МГБ (аналог ФСБ) и прокуратуры еще во время «весеннего обострения» обложили мешками. Так и стоят. Видимо, там самые пугливые живут», — говорит девушка.
Между тем, еще 2 декабря глава ДНР Денис Пушилин не исключил, что в случае нападения Украины он обратится за помощью к России. Как заявил «МК» депутат Народного совета ДНР Мирослав Руденко, вооруженные силы ДНР всегда находятся в боевой готовности и подстраиваются под новшества украинской армии, в том числе, появившиеся у нее беспилотники «Байрактары». Однако эта работа не публичная, поэтому рядовые жители ДНР могут ее не замечать, объяснил депутат.
«В этом году степень военного груза очень выросла. И этой осенью все более масштабно, чем весной. Идет нарастание ударов со стороны Украины, в том числе беспилотники бьют по Донецку и мирным жителям, был захвачено село Старомарьевка (в серой зоне, примечание «МК»). Украина явно провоцирует масштабный конфликт. Она стянула сюда половину своих войск, а главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный разрешил стрелять без особого разрешения. При этом Украина саботирует дипломатическое урегулирование конфликта», — рассказал «МК» Руденко.
Руденко согласен с тем, что, если Украина нападет на ДНР, Донецк должен обратиться за помощью к России. Вместе с тем он предполагает, что на Западе заранее просчитали этот ход, поэтому уже сейчас собирают материалы, чтобы первыми обвинить Москву в агрессии. «У меня нет сомнений, что в случае агрессии Украина и Запад получат достойный отпор. Но очень бы не хотелось, чтобы Донбасс вновь вернулся к войне уровня 2014 года. Сейчас мы учимся жить в новых условиях, повышаем социально-экономические стандарты, после указа Путина о приравнивании наших товаров к российским бизнес получил стимул к развитию. Усиление человеческого напряжения влияет на нас негативно. Любая мирная жизнь будет парализована войной», — признался Руденко.