После принятия этот законопроект заменит действующий больше 20 лет закон об общих принципах организации власти в регионах. Как сообщил один из авторов инициативы, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»), ко второму чтению в текст внесено значительное количество изменений и уточнений, но «принцип единства системы публичной власти, который предполагает согласованное действие различных уровней власти как единого целого, остался неизменным».
Среди одобренных поправок есть и предложенная Московской областью: впредь губернатор сможет досрочно прекращать полномочия глав муниципальных образований так же, как это может делать президент в отношении самих губернаторов. А вот поправку Алексея Куринного (КПРФ), который считал необходимым немного ограничить право президента отстранять от должности избранных народом губернаторов в связи с утратой доверия, «чтоб снимали за конкретное дело, а не просто по желанию», комитет отклонил. Г-н Крашенинников повторил то, что говорил по этому поводу ранее: «часто обвиняют нас, что человек столько дел натворил, а не могли его убрать — но бывают ситуации, когда оперативная информация есть, она не вызывает сомнения, но процессуальный ход ей пока не дан».
«А ход-то почему не дают? Возбуждайте уголовное дело», — заметил г-н Куринный. Но глава комитета ответил, что «не всегда есть достаточно четкие доказательства», да «и по другим причинам мы иногда видим, что доверия никакого нет, и почему граждане должны страдать, легче, наверное, кризис разрешить подобным образом». То есть отставкой по воле президента.
Отвергнуто было и предложение сохранить действующий сейчас запрет сидеть в кресле главы региона более двух сроков подряд (в принятом в первом чтении законопроекте никаких ограничений по срокам нет вовсе). «Мы считаем, что это должны решать субъекты РФ», — заявил г-н Крашенинников: по его словам, если захотят, сами своими законами введут такие ограничения. (В нынешних реалиях это означает «если Кремль захочет».)
Как известно, Госсовет Татарстана был единственным из региональных парламентов, приславшим отрицательное заключение на внесенный законопроект перед первым чтением. Ко второму чтению некоторые из 18 поправок, внесенных представителями республики, были учтены, но та, что про предоставление регионам права самим определять, как будет называться высшее должностное лицо, — нет.
Ильдар Гильмутдинов («ЕР») отстаивал эту поправку на заседании комитета и предложил «сохранить действующую норму — чтобы наименование главы региона устанавливалось Конституцией или уставом региона с учетом исторических и национальных традиций». Должность президента, по его словам, появилась в Татарстане в 1991 году при принятии Конституции республики «многомиллионными избирателями». Если же называть президента Татарстана как-то по-другому, это нарушит конституционный принцип федерализма и может помешать ему выполнять поручения Президента РФ «во внешнем взаимодействии с исламским миром», потому что понизит статус, пояснил он…
Г-н Гильмутдинов лукавил, когда говорил как о чем-то новом о том, что все руководители регионов должны называться «главами», а если субъект РФ хочет — вправе добавить к этому слову любое другое слово, кроме слова «президент». Г-н Крашенинников напомнил: вызвавшая «резонанс» норма появилась в действующем законодательстве еще в 2010 году, «и основная часть субъектов РФ ее выполняет». (Все субъекты выполняют, если честно, кроме Татарстана.)
Зато региональные правительства разрешат называть как хочется, хотя поначалу и тут предполагалась унификация: все высшие органы исполнительной власти в субъектах РФ должны были называться только «правительствами». И Татарстану, и многим другим регионам, где используются другие названия (и «администрация», и «кабинет министров», и «совет министров»), это не нравилось, и после консультаций было решено пойти на уступку.
Сенатор Людмила Нарусова тоже отстаивала свою поправку. Назвав законопроект «в целом весьма целесообразным в смысле приведения к единообразию наименований глав субъектов РФ», она предложила распространить единообразие и на глав городов федерального значения: всех их называть мэрами. «Сейчас два города федерального значения имеют разные наименования — в Москве мэр, а в Петербурге губернатор города без губернии», — сказала она и напомнила, что сначала в обеих столицах были мэры (причем мэром Петербурга был муж г-жи Нарусовой Анатолий Собчак), но в 1996 году, когда задумали объединить Петербург и Ленинградскую область, «актом чистого волюнтаризма президента Ельцина» назвали главу Северной столицы губернатором «на вырост».
Вообще-то в России есть еще один город федерального значения — Севастополь, где глава — тоже «губернатор без губернии». Г-н Крашенинников сказал, что поправку Нарусовой поддержать нельзя, потому что неправильно вмешиваться «в отношения внутри Санкт-Петербурга», и пусть там сами решат, внеся изменения в устав города. «Вижу высший пилотаж, как вы маневрируете, подходите в выбору аргументов», — язвительно заметила г-жа Нарусова. «Как будет называться избранный глава Татарстана — мы будем решать, а тут — законодательные органы региона», — сказала она… Сенатора из членов комитета поддержала лишь Анжелика Глазкова (КПРФ).
Второе чтение состоится 9 декабря.