«Софья находится под домашним арестом, психологически ей тяжело, и она подавлена», – рассказал «МК» адвокат Антон Гашинский. С 20 октября девушка находится в квартире своих родителей в Лиде, где она прописана. При этом ее семья была вынуждена переехать на дачу. Несмотря на то что им разрешено навещать дочь, связь с ней была потеряна еще в октябре.
Как сообщает ряд СМИ со ссылкой на свои источники, 3 декабря девушку вызвали в белорусский Следственный комитет. Теперь ведомство готово выдвинуть россиянке окончательное обвинение и передать дело в суд. Адвокат Сапеги в разговоре с «МК» допустил, что его подзащитная может рассчитывать на помилование, но только после вынесения приговора. «Шансы есть. У нее заключено досудебное соглашение», – сказал Гашинский.
Напомним, Сапега была задержана в мае вместе с экс-главредом оппозиционного Telegram-канала Nexta Романом Протасевичем после принудительной посадки самолета Rayanair в Минске. Позже она призналась, что является редактором Telegram-канала «Черная книга Беларуси», где публикуются личные данные белорусских силовиков.
Что касается Протасевича, то предварительно его обвиняют сразу по трем статьям: организация действий, грубо нарушающих общественный порядок, а также организация массовых беспорядков и разжигание социальной вражды. По словам адвоката Романа Протасевича Инессы Оленской, последний раз она встречалась с подзащитным в конце октября. «Если ему необходимо, то он может в любой момент встретиться с защитником. Он знает об этом, но такого желания пока не высказывал. Когда я видела его в последний раз, Роман чувствовал себя неплохо. Планировал сделать прививку от коронавируса. Не знаю, удалось ему или нет, но он такой вариант рассматривал», – рассказала «МК» Оленская.
О судьбе обоих задержанных «МК» поговорил с политическим аналитиком Александром Класковским:
– Для белорусского руководства Сапега является возможностью поторговаться с Москвой. Такие случаи уже были. Тут можно вспомнить задержание в 2013 году гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, которого долго не отпускали. Понятно, что Сапега – это не Баумгертнер и не «33 вагнеровца», но ее история также имеет политическую окраску. Думаю, приговор может быть и суровым. Но потом под каким-то предлогом в результате помилования или экстрадиции ее отпустят. Это будет такой якобы благородный жест со стороны белорусского руководства. Поимка Протасевича и его подруги принесла Лукашенко много неприятностей, и он хотел бы получить какие-то дивиденды.
– А какой срок могут дать Протасевичу?
– Думаю, что строго его наказывать не будут. Протасевич публично раскаялся, хвалил Лукашенко, и в обмен на это ему могли обещать какое-то снисхождение. Со стороны властей было бы нелогичным его наказывать, поскольку им нужно показать, что после того, как враг существующего строя становится на колени, его прощают и больно не бьют. Это такой пример для других, чтобы еще кого-то сломать и перетянуть на свою сторону.
Читайте также: Семья попросила Лукашенко помиловать россиянку Сапегу