Вопрос передислокации американского ядерного оружия находится сейчас на самой вершине российской внешнеполитической повестки. Путин уже дал понять: если ракеты Байдена появятся, например, в районе Харькова, то Москва снимает с себя ответственность за то, что будет дальше. На этом фоне появление российских ядерных ракет на территории Белоруссии — то есть практически рядом с Вильнюсом, Киевом и Варшавой — выглядит как вполне разумный ответный ход Кремля. Мол, вы нам так, а мы вам эдак! Однако «выглядеть» не равнозначно «являться». Предложение Лукашенко — это капкан, попасть в который Россия не должна ни в коем случае.
Описывая несколько дней тому назад политические маневры президента Белоруссии, член думского Комитета по международным делам Адальби Шхагошев нашел очень точную метафору. По его словам, официальный Минск «играет чужими мускулами».
Вознамерившись было осыпать находчивого депутата аплодисментами, я прочитал, что наш народный избранник сказал потом, и решил с аплодисментами немного повременить. По мнению Адальби Шхагошева, подобное поведение официального Минска является «честным», так как мы «ближайшие союзники». Увы, но у Александра Лукашенко союзников нет. У него есть лишь попутчики, которых он без колебаний меняет по мере изменения политической целесообразности.
И речь в данном случае идет совсем не о семантических различиях, а о принципиальных вещах. Союзник — это тот, кто тебя не сдаст и не отвалит в сторону. Попутчик — тот, кто сделает это без малейших колебаний в случае поступления более выгодного альтернативного предложения.
Конечно, в новых реалиях «альтернативного предложения» Александру Григорьевичу придется ждать очень долго. Лукашенко сжег все свои мосты с Западом. И это превратило сейчас Москву в фактически безальтернативного попутчика для президента Белоруссии. Но суть политической игры Батьки осталась той же самой. Он по-прежнему работает только на одного человека: на самого себя.
Вывод советского ядерного оружия с территории Украины, Белоруссии и Казахстана в первой половине 90-х годов — один из невоспетых триумфов российской внешней политики того совсем небогатого на триумфы времени. Конечно, Москве тогда очень помог ее «заклятый друг» в лице Запада. Не желая появления в мире трех новых ядерных держав, Америка тогда очень сильно надавила на Киев, Минск и Алма-Ату. Мол, отдайте все Ельцину и наслаждайтесь безъядерным статусом! Что бы произошло, если бы такого давления не было, – вопрос из разряда «очень интересных». Только представьте себе Зеленского или Порошенко, в чьем распоряжении имеется ядерная кнопка...
Или, что более актуально, представьте себе Лукашенко с ядерной дубиной. Сам Александр Григорьевич такую картину себе уже представил. И она ему явно очень понравилась. Разумеется, даже если российское ядерное оружие появится на территории Белоруссии, никто Батьке ядерный чемоданчик не вручит. Контроль все равно останется за Москвой. Однако Лукашенко — мастер находить самые нестандартные рычаги давления. Одного факта физического нахождения российского ядерного оружия на белорусской территории будет для него вполне достаточно. Официальный Минск получит новый мощный рычаг давления и на Запад, и на Москву. И использоваться этот рычаг будет без всякой оглядки на своего «старшего брата и союзника». Лукашенко будет точно вести себя по принципу «что в моем сарае — то мое».
Например, президенту Белоруссии совершенно не интересно, что перекрытие транзита энергоносителей через его территорию ударит в первую очередь по интересам России. Батька с гордостью делает такую угрозу в ходе того же самого интервью с Дмитрием Киселевым и, похоже, на полном серьезе ждет аплодисментов из Москвы. В смысле аплодисментов разочаровывать его, возможно, и не надо. То, что Лукашенко, преследуя, разумеется, исключительно свои собственные цели, делает в сфере отношений с Украиной, полностью отвечает интересам Москвы. Но вот к ядерному оружию его не надо подпускать даже на пушечный выстрел.
Вместо ядерного оружия пусть Александр Григорьевич лучше поскорее приедет в Крым. Мне безумно интересно: как на это на практике (а не на уровне риторики) отреагирует официальный Киев. Теоретически программа «адских санкций» ясна: в отместку Украина может отказаться покупать в Белоруссии электроэнергию. Не уверен, правда, что это всем в стране Зеленского придется по нраву. Замерзать никому не хочется — даже ради такой «благородной цели», как борьба за «деоккупацию Крыма».
Но это, конечно, так, черный юмор. А вот теперь скажу совершенно всерьез. Белорусская карта — одна из самых важных из тех, что находятся сейчас в распоряжении России. Но разыграть эту карту нужно, не подыгрывая Александру Лукашенко. Пусть он лучше подыгрывает нам.