Адвокат «Мемориала», ведущий дело в Мосгорсуде, Илья Новиков, был одним из первых, кто обратил внимание на синхронность подачи исков городской и Генеральной прокуратурами о закрытии «Международного Мемориала» и одноименного правозащитного центра. При этом и Новиков, и его коллеги отметили, что прокуроры, требуя закрытия двух подразделений организации, ссылаются в основном на нарушения, связанные с неправильной маркировкой части материалов на сайтах организаций, имевшей место в позапрошлом году, которая тогда же была откорректирована. То есть причин, скажем, не отложить дело еще на месяц-два вроде бы не было.
Впрочем, как опрошенные нами юристы, участвующие в процессе, так и политологи, всерьез обсуждать какие-либо предположения и догадки отказываются.
Участвующий в обоих процессах в качестве одного из адвокатов защиты Михаил Бирюков по понятным причинам обсуждать в беседе с нами перспективы рассмотрения дел отказался, подчеркивая, что защита считает, что ни одно из двух требований о закрытии не обосновано, но делать выводы здесь может только суд. Он также отказался говорить о том, может ли быть как-то синхронизировано рассмотрение дел в двух судах: «Процесс по Правозащитному центру «Мемориал» (в МГС – авт., признан иноагентом) по существу еще не начался, и пока я могу обозначить только свое отношение к иску прокуратуры. Процесс по международному «Мемориалу» (в ВС – авт., признан иноагентом) идет, и я с сожалением констатирую, что суд отклонил многие наши ходатайства, я считаю, без достаточной мотивировки. Как пойдет процесс 14 декабря и завершится ли он в этот день, мне судить сложно».
Политологи, не отказываясь делать прогнозы по результатам судебных разбирательств, тем не менее, не видят поводов для обсуждения разного рода совпадений и загадок.
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко полагает, что если уж процессы были запущены, «Мемориал», скорее всего, будет закрыт. При этом обсуждать всерьез совпадение по времени процессов – например, против высокопоставленного коммуниста Рашкина и «Мемориала» - он причин не видит: «Это общая рамка ужесточения политического режима. Достается разным флангам - грань где друзья, а где враги, постепенно сдвигается. Я не думаю, что это какая-то сбалансированная история, что, вот, мы ударили в один фланг, в другой. Нет, просто критерии нелояльности становятся все более жесткими. И все».
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, напротив, считает, что перспективы «Мемориала» могут оказаться не такими уж мрачными: «Я не уверен, что его закроют, я исхожу из того, что есть варианты. Пока первый раунд остался за адвокатами «Мемориала». И более того, учитывая все возможные издержки, не исключаю, что эту тему спустят на тормозах, и его в итоге не закроют. Все тут же скажут о либерализации, оттепели, о торжестве свободы и демократии. И у всех будут счастливые лица».
Что же касается синхронности открытия процессов по «Мемориалу» с неприятностями у КПРФ, эксперт считает ее случайной и не несущей какого-то особого смысла: «Не думаю, что кто-то занимается позиционированием в этих вопросах и, скажем, предполагает для каких-то целей перекрытие одной повестки другой. Рашкин мог убить лося, а мог не убить, вообще не пойти на охоту. А что касается давления на КПРФ, оно будет до тех пор, пока в КПРФ не произойдет смена лидера, до тех пор, пока она будет нести в себе элемент непредсказуемости. Кто знает, что будет, если там к руководству придут радикалы, сторонники несистемной оппозиции? Если бы КПРФ сама исключала таких людей как Рашкин или Самсонов, то и давления бы не было».