А в четверг пройдет заседание Верховного суда по делу о ликвидации «главной», «материнской» структуры — «Международного Мемориала». Соответствующее заявление подано Генеральной прокуратурой России.
Различная подсудность объясняется различием в статусе «матери» и «дочки». «Международный Мемориал», как явствует уже из названия, — международная организация, а вопрос о ликвидации таковых правомочен решать лишь Верховный суд. ПЦ «Мемориал» — межрегиональная российская организация, и вопрос о ее жизни и смерти относится к компетенции суда субъекта Федерации.
Примечательно, кстати, что оба «ликвидационных» иска поданы практически одновременно, в один и тот же день. По словам адвоката Ильи Новикова, представляющего интересы ПЦ «Мемориал» в Мосгорсуде, уже этот факт говорит о том, что дело «Мемориала» — не обычное дело.
«Формально оба прокурора, генеральный и Москвы, должны независимо друг от друга принимать такие решения, — заявил адвокат в интервью «МК». — В нормальном случае не должно быть ситуации, когда они в один и тот же день встают с кровати и вдруг решают, что нужно подать иски о ликвидации двух организаций».
Такая синхронность, по мнению Новикова, говорит о том, что «была какая-то коммуникация». Причем, поскольку нет никаких свидетельств письменных указаний Генпрокуратуры прокуратуре региональной, остается думать, что коммуникация была неформальная. «А это, вообще говоря, запрещено, — категоричен Новиков. — Дело не возникло нормальным образом, и об этом мы тоже будем говорить».
Единственный итог первого дня предварительных слушаний, по словам адвоката, — это то, что «прокуратура получила от суда указание сделать, назовем это так, домашнюю работу — представить те документы, которые они должны были представить с самого начала и в комплектном виде, но не сделали этого».
Речь идет, в частности, об одном из текстов судебных решений, на которые ссылается прокуратура и которые приложены к исковому заявлению: в нем отсутствовала последняя страница. Когда судья, рассказывает Новиков, спросила о причинах этого, ответ был: «А мы потом принесем». Что, по словам адвоката, ярко характеризует отношение прокуроров к качеству своей работы.
Претензии надзорного ведомства к ПЦ «Мемориал» разбиваются на две части. Первая практически совпадает с таковыми к «Международному Мемориалу»: отсутствие на некоторых информационных материалах правозащитного центра указания о принадлежности организации к иноагентам. «Причем соотношение такое: на несколько тысяч сообщений — несколько единиц, где пропущена маркировка», — уточняет Новиков.
«Но, чтобы усилить свою позицию, прокуратура принесла документ, из которого следует, что «Мемориал» поощрял экстремистскую деятельность и террористов, — продолжает адвокат. — Этот документ, «Справка об исследовании», появился еще год назад. И почему-то все это время лежал в прокуратуре. Один из моментов, который мы просили выяснить, и суд с нами согласился, — как, собственно, в рамках чего возник этот документ? Если эксперты, заслуживающие вашего доверия, говорят, что происходит поощрение экстремизма, почему вы об этом молчите целый год?»
Еще один вопрос, подлежащий, по мнению защиты, выяснению, — качество экспертизы и квалификация самих экспертов. «Их личности крайне токсичны, — настаивает адвокат. — Она — учительница математики, он — переводчик. И, несмотря на это, они проводят исследования на любой вкус заказчика... Мы хотим услышать этих людей в зале суда.
Может быть, есть ситуации, когда эксперт настолько убедительно и подробно изложил свою точку зрения, что его допрос вряд ли что-то добавит. Но это явно не тот случай. По двум этим людям поставлен очень конкретный вопрос: а не самозванцы ли они? И наиболее логичный способ выяснить это — дать им высказаться в зале суда».
Следующее заседание Мосгорсуда по делу ПЦ «Мемориал» состоится в понедельник. «Мы продолжим разговор с того же места, на котором остановились», — уточняет Илья Новиков. И это тоже будут предварительные слушания. Окончательное решение, прогнозирует адвокат, будет принято в декабре.