Предположение о том, что причиной взрыва в носовом отсеке «Курска» могло стать подводное столкновение с иностранной субмариной, родилось уже в первые дни трагедии. Однако официального подтверждения эта версия не получила. Согласно заключению комиссии, закончившей работу в 2001 году, внутри лодки взорвались компоненты торпедного топлива.
Тем не менее многие до сих пор верят в версию о столкновении с чужой подлодкой. Некоторые считают, что не случайно вскоре после катастрофы «Курска» состоялся визит в Россию директора ЦРУ Джорджа Тенета. Следующий визит директора ЦРУ состоялся только в 2021 году.
Вот и адмирал Вячеслав Попов в интервью РИА «Новости» убежден на «90 процентов», что гибель «Курска» произошла из-за столкновения. Иностранная подлодка якобы потом была обнаружена в норвежском порту. А до этого она, вроде бы, подавала сигналы SOS - «Спасите наши души!».
Некоторые посчитали, что тема иностранной подлодки в истории «Курска» не случайно возникла именно сейчас. Мол, что-то за этим кроется, какая-то тайная дипломатия. Однако военный эксперт капитан 1-го ранга Владимир Гундаров увидел в словах адмирала Попова большое количество нестыковок.
«Адмирал завёл старую шарманку, - сказал «МК» эксперт. - При этом, выгораживая себя, он вольно или невольно позорит Северный флот, которым командовал».
По словам эксперта, надо понимать, что в августе 2000 года в полигоне Северного флота авианосная многоцелевая группа (АМГ) отрабатывала учебно-боевые задачи, которые ей предстояло решать на боевой службе в Средиземном море.
«Выход был назначен на 15 октября 2000 года. Таким образом, и авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», и корабли боевого охранения должны были осуществлять поиск подводного противника и вытеснение его из района действия или с маршрута развёртывания авианосной многоцелевой группы. А она, получается, «прошляпила» какую-то иностранную подводную лодку в полигоне боевой подготовки Северного флота. Вот что вытекает из «признания» Попова».
То есть, говорит эксперт, выходит, что «авианосная многоцелевая группа и авиация под его «чутким» руководством были не в состоянии решать противолодочные задачи».
«Далее он говорит, что иностранная подлодка подавала сигналы SOS, - продолжает эксперт. - Тогда почему флот не оказал ей помощь? Это считается преступлением в международном морском праве».
По мнению Гундарова, рассказывая о том, что иностранная подлодка якобы зализала свои раны и чуть ли не отползла на брюхе, а противолодочные силы флота не предприняли никаких действий, бывший командующий Северным флотом «тем самым признаёт, что полигоны боевой подготовки Северного флота - это проходной двор, где иностранные корабли могут делать всё, что им заблагорассудится, а Северный флот в это время спит».
«Вызывает по меньшей мере удивление заявление, что иностранную подлодку обнаружили уже у берегов Норвегии. Во-первых, это были сообщения иностранных СМИ, а не заслуга Северного флота, а во-вторых, почему её обнаружила наша авиация там (если действительно обнаружила), а не у своих берегов, и почему не были приняты меры к вытеснению из района учений?», - задает риторические вопросы эксперт.
Версия о том, что столкновение привело к взрыву на подлодке, по словам Гундарова, не выдерживает критики и с технической точки зрения.
«Что это за качество отечественных подлодок, если от удара они взрываются? - сказал Гундаров. - Такого никогда в мире не было и быть не могло. Вспомним хотя бы последний случай - столкновение американской атомной подлодки Connecticut с подводной горой в Южно-Китайском море. Удар пришёлся на торпедный отсек, но ни одна торпеда не взорвалась. И таких примеров - десятки, в том числе столкновения нашей атомной подлодки К-276 «Кострома» и американской атомной субмарины Baton Rouge 11 февраля 1992 года вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. И опять обе лодки разошлись своим ходом».
По словам эксперта, адмирал Попов «и сам не знает, что за иностранная лодка столкнулась с нашей».
«Он не может назвать её с точностью 100%, оставляет 10% сомнений. То есть он ничего не знал о том, что творилось в районе проведения учений под его руководством. Он позорит флот и оскорбляет память погибших подводников своим, если мягко выразиться, конформизмом. От него ждут правды, но он, похоже, не способен её раскрыть», - заключил Владимир Гундаров.