- Как вы считаете, согласятся ли белорусские власти предоставить мигрантам убежище?
- Тема мигрантов сейчас достаточно распиарена в Белоруссии, поэтому властям будет сложно отказать людям в убежище, если они того захотят. Очень много позитивного говорилось о мигрантах: что они страдают и так далее. Поэтому это будет что-то вроде потери лица.
- Почему люди сразу не решили остаться в Минске?
- Белоруссия, в отличие от Германии или Польши, дает очень низкие социальные гарантии при предоставлении статуса беженца. Поэтому этот статус здесь желают получить очень не многие.
Дело в том что у нас есть две выплаты для беженцев. Первая происходит в момент, когда человек подает прошение на статус беженца, и эта сумма составляет 58 белорусских рублей или порядка 12 долларов. Затем, в момент получения статуса беженца, сумма вырастает в два с половиной раза – до 145 белорусских рублей, то есть около 60 долларов. Но это единовременные выплаты.
Социальных гарантий практически никаких нет. Тем более, человеку, плохо владеющему русским или белорусским языком, не имеющему достаточных связей, будет очень тяжело освоиться в Белоруссии и получить здесь достойный уровень жизни. Конечно, если он является уникальным специалистом, то да. В противном случае, это сложно.
- Есть ли какие-то госпрограммы для мигрантов, например, по обучению языку, чтобы помочь людям социализироваться?
- По-моему, их нет, потому что Белоруссия не сталкивалась с массовым притоком беженцев. Однако два лагеря для беженцев в стране имеются - вдоль западной границы Гродненской и Брестской областей. Нынешняя ситуация сложилась впервые, и решение этой проблемы станет новым опытом для белорусской власти и новым опытом для самих белорусов, которые не всегда позитивно относятся к наплыву беженцев.
До сих пор отсутствие массовых толп мигрантов было козырем белоруской власти. Мы всегда говорили: «Вот смотрите, в России, в Москве, толпы мигрантов, куча мигрантов в Европе, а у нас этой проблемы нет». Теперь она есть, и не всех эта ситуация будет устраивать. Поэтому это тоже станет ударом по популярности власти.
- Думаете, несмотря на это, правительство пойдет на то, чтобы оставить мигрантов, а не отправит всех обратно на родину?
- Если кто-то захочет остаться, то, скорее всего, его примут. Но вопрос: как долго этот человек здесь пробудет? Я не исключаю того, что это будет очередной пропагандистский шаг. Мол, смотрите, Белоруссия такая гостеприимная. Мы приняли несчастных мигрантов, которых отказались принимать в Европе. Но сколько в итоге людей останется в Белоруссии жить, скажем, через год после этих событий – большой вопрос.
Читайте материал «Россиянин описал прием мигрантов в Германии: 400 евро, бесплатная квартира»