Законопроект о внесении изменений предложила партия «Справедливая Россия — За правду». И это говорит о том, нужны ли там, наверху, изменения или нет. До сих пор не был принять ни один значимый закон, внесенный «Справедливой Россией». Вот довольно свежий пример — идея об отмене техосмотра. Вариант закона об этом был предложен справороссами, но традиционно оказался в корзине. А приняли закон, предложенный «Единой Россией».
Что же предлагается сейчас? Пока порядок присвоения СМИ статуса иноагента выглядит следующим образом: как только Минюст выясняет, что то или иное издание получает финансирование из-за рубежа, на СМИ тут же вешается этот ярлык. Эсеры хотят, чтобы сначала, если выяснится, что СМИ получает деньги из-за рубежа, ему выносилось бы предупреждение от Минюста. И давался срок на исправление. А уж если исправления не произошло, то Минюст должен будет обратиться в суд с заявлением о признании такого СМИ иностранным агентом. То есть решение должен принимать суд.
Со своими предложениями выступили также Союз журналистов и СПЧ. Они тоже предлагают признавать иноагентом только после предупреждения и через суд. А также считают, что не стоит сразу же штрафовать за неуказание статуса СМИ-иноагента при его цитировании, что не нужно считать иностранным финансированием премии международных организаций, участие в симпозиумах и так далее, а также хотят дать возможность иноагентам — физическим лицам не публиковать требуемое законом предупреждение перед личными постами в соцсетях.
Все это кажется логичным. Но на деле это косметический ремонт — заделывание штукатуркой прогнивших стен.
Потому что наши суды не выносят самостоятельно решений по политическим вопросам. Потому что нигде не прописана обязанность Минюста доказывать в суде связь иностранного финансирования с политической деятельностью. Потому что отсутствуют критерии того, что считать иностранным финансированием. И уж тем более отсутствуют критерии того, что считать политической деятельностью. Впрочем, подвижки в этом вопросе есть. ФСБ, например, предложила присваивать статус иноагента за сбор сведений о проблемах, мешающих развитию госкорпорации «Роскосмос». То есть писать о воровстве и коррупции в «Роскосмосе» будет уже опасно. Так какая разница — суд или Минюст повесят ярлык? Да и где гарантии, что с такими размытыми критериями Минюст поверит покаявшемуся грешнику?
Если почитать провластные телеграм-каналы, то там идет активная критика даже этих вполне беззубых изменений в закон об иноагентах. А значит, мы сейчас увидим накал борьбы и страстей — лоялисты вступят в бой с борцами за нашу и вашу свободу. И все это кипение будет продолжаться до встречи Путина с СПЧ, где Владимир Владимирович положит начало замирению. На него у иноагентов одна надежда.
Но опыт последних десятилетий показывает — суть останется прежней. Товарищ майор продолжит душить всех подряд.