Казалось, что в разрешении кризиса должен был помочь звонок и.о. канцлера ФРГ Ангелы Меркель белорусскому президенту Александру Лукашенко. Но, по словам последнего, это не так просто. Мигранты не собираются покидать занятые позиции, несмотря на тяжелые условия. С наступлением холодов только порядка 200 человек согласились вернуться обратно на родину. Чтобы эвакуировать этих граждан МИД Ирака 18 ноября отправит в Белоруссию самолет. Конечно, в сравнении с общим числом людей эти цифры — капля в море.
Во вторник мигранты предприняли организованную попытку прорвать границу, но польские власти применили водометы и распылили слезоточивый газ. Оставаться в насквозь сырой одежде в середине ноября на улице было бы опасно для жизни, поэтому белорусские власти предложили людям разместиться в логистическом центре неподалеку от КПП. Предложение приняли только 850 человек из 1200. Остальные остались в стихийном лагере и продолжили попытки пробраться в Польшу, правда, безуспешно. До сих пор остается главный вопрос: куда в итоге отправятся эти люди?
Белорусские эксперты в разговоре с «МК» сошлись во мнении, что путь в Европу нелегалам закрыт. И это несмотря на то, что власти Мюнхена просили разрешения федерального правительства принять их у себя. Все дело в том, что Европа не станет создавать опасный прецедент, когда мигранты могут в обход законных способов идти на штурм и получать политическое убежище.
«Как только все эти люди станут не нужны Лукашенко, то их погрузят в самолеты и отправят обратно. Мнением мигрантов интересоваться никто не будет. В любом случае, Лукашенко придется это как-то решать. Сколько можно превращать Беларусь в транзитный лагерь беженцев? Что касается Европы, то там есть четкая позиция, что эти люди могут обращаться за политическим убежищем, но только через официальные пункты пропуска и посольства, а не на границе. Понятно, что если Европа разрешит пересечь границу таким способом, то это создаст плохой прецедент, что так можно делать», – сказал «МК» политолог Вадим Можейко.
А вот главный редактор Baltnews Андрей Стариков, наоборот, считает, что мигранты не вернутся в страны исхода ни под каким предлогом. «Наиболее рабочий сценарий, чтобы Германия, которая уже выступила посредником в переговорах, приняла на своей территории это небольшое количество беженцев. Задача Берлина – неким давлением забрать себе мандат на переговоры у поляков и с помощью посредничества Москвы договориться, чтобы Польша создала транзитный коридор в Германию. Там с ними проведут соответствующие европейским нормам манипуляции по проверке их статуса и выдачи политического убежища. Со своей стороны Белоруссия закрывает авиаперелеты в страны исхода этих мигрантов, что уже начинает оформляться. Это единственная дорожная карта, которая при наличии воли Берлина и Москвы поможет урегулировать ситуацию», – сказал Стариков.
По его мнению, такое развитие событий может произойти до начала нового года. Он уверен, что люди не вернутся на родину, поскольку они бежали от войны, и там их жизням может грозить опасность. Но также они и не останутся в Минске. Законодательство Белоруссии позволяет им пребывать на территории государства только 30 дней. Но на нейтральной зоне это правило не работает, а значит, мигранты смогут продолжительное время требовать у Польши и Литвы пропустить их на свою территорию.