Климатический саммит в Глазго ожидаемо провалился

Участники переговоров сошлись на малоубедительном заявлении, не решив главную задачу

Конференция по предотвращению негативных климатических изменений (COP-26), почти две недели длившаяся в шотландском Глазго, завершилась на день позже положенного срока. Причина — сложности при согласовании итогового документа, на подготовку которого и так ушло десять запланированных дней. И, несмотря на вроде бы достигнутый компромисс между двумя сотнями стран, похоже, мало кто доволен конечным пактом. Впрочем, такой результат не стал сюрпризом: еще накануне открытия встречи участники прочили ей провал.

Участники переговоров сошлись на малоубедительном заявлении, не решив главную задачу

Главной целью саммита была выработка конкретных мер по сдерживанию роста температуры на планете. Однако в итоге договориться по этому поводу не удалось. Причин тому достаточно: с самого начала мероприятия представители участвующих стран предпочли климатическим вопросам политические. В США обращали внимание на «неявку» лидеров России и Китая, в Москве иронизировали над тем, что президент Украины Владимир Зеленский, прилетев в Глазго, пропустил ключевую встречу глав государств, а американский лидер Джо Байден перепутал тундру и тайгу, чем на несколько дней обеспечил себе топовые позиции в информпространстве — в ущерб, собственно, основной повестке саммита.

О малых шансах на успех незадолго до конференции в Глазго говорил британский премьер-министр Борис Джонсон, оценивавший вероятность заключения необходимых договоренностей не более чем в 60%. Прогнозы бывалого политика оправдались. Вопрос сдерживания роста температуры отложен в «долгий ящик» — его реанимируют теперь лишь на COP-27, которая, как ожидается, пройдет в будущем году в Египте, хотя с учетом пандемии загадывать опасно: в конечном счете и саммит в Глазго был перенесен с 2020-го.

Помимо отсутствия четкого плана по преодолению потепления, сторонам не удалось добиться единства мнений и в других не столь приоритетных вопросах. Так, в частности, как отмечают зарубежные СМИ, в изначальном проекте итогового документа речь шла об уходе от использования угля. Однако вмешательство представителей Китая и Индии привело к размыванию формулировок. Климатический пакт Глазго содержит лишь намерение «снизить» использование угля, от которого по-прежнему зависят многие развивающиеся экономики.

Дебаты в Глазго отчасти были вызваны отчетом, опубликованным в августе Межправительственной группой экспертов по изменению климата — органом Организации Объединенных Наций, отвечающим за оценку научных исследований, — в котором подробно описывается, какие катастрофические последствия ожидают планету впереди, если мир быстро и резко не сократит выбросы парниковых газов. В октябрьском отчете метеорологического агентства ООН сообщалось о надвигающемся кризисе с водой, и сопутствующим усилением — в разных регионах — наводнений, засух и других стихийных бедствий.

Как отмечено в пакте, при нынешних темпах углеродных выбросов до «точки невозврата» у планеты всего 11 лет. Уже сейчас пострадавшими от негативных климатических изменений эксперты называют 85% населения Земли, напоминая, что многие государства рискуют в прямом смысле оказаться под водой.

Участники саммита упомянули, что нынешних финансовых вливаний недостаточно для эффективного противостояния экологическим угрозам. Однако конкретных механизмов по преодолению этого выработать не удалось. Страны, чья экономика завязана на добыче и продаже сырья по-прежнему не спешат вкладываться в «зеленую» энергетику, в то время как она не в состоянии покрыть и все потребности более ответственных в этом плане государств.

Провал встречи в Глазго, похоже, никто не хочет скрывать. Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттереш, обычно сглаживающий острые углы в своих речах касаемо международных противоречий, признал, что изначальных целей саммит не достиг.

— Наша хрупкая планета на волоске. Мы все еще на пороге климатической катастрофы, — отметил он, вновь заявив о необходимости выделения по крайней мере $100 млрд для поддержки развивающихся стран.

Проблема не только в позициях мировых держав. После того, как широко распиаренное Парижское соглашение было заключено шесть лет назад, эко-активисты по всему миру стали все чаще заявлять о себе, требуя выполнения лидерами взятых обязательств. Феномен то же Греты Тунберг, ставшей своеобразным символом в борьбе за сохранение окружающей среды, — прямое следствие таких действий. Разумеется. Шведская юная активистка не обошла вниманием и саммит в Глазго, заявив, что встреча была формата «бла-бла-бла», а основное сражение за климат идет вне стен ООН. Учитывая популярность Тунберг, несложно догадаться: государственные институты вновь потеряют в авторитете среди населения.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру