Сообщается, что один из военнослужащих попытался открыть свой запасной парашют, чтобы остановить неконтролируемое падение обоих. Но запасной парашют не сработал, высота уже была недостаточной. Произошло жесткое приземление.
— В наше, еще советское время, при плановом десантировании с Ан-2, с малых высот, со 150 метров, мы запасные парашюты оставляли на земле, как бесполезные. На минимальной высоте – 100-120 метров был большой вопрос — откроется большой парашют или нет.
— В этой трагедии никого винить нельзя?
— Здесь нельзя сказать, что какие-то контрольные службы на старте перед загрузкой десанта в самолет что-то профукали, недоработали. Здесь просто — случай, налетел мощный шквал ветра, случилась беда. Это можно сравнить с тем, что любой из нас может идти по улице, и ему на голову свалится кирпич.
Я помню в Монголии в феврале или в марте 1979-го были совместные учения, десантирование. С самолетов сбрасывали, в том числе, и тяжелые боевые машины. Налетел такой сильный порыв ветра, что машины все побило, сталь, броня — вдребезги. Все разнесло, там башни отлетали. Людей тащило со страшной силой по земле. Мы, как могли, перехватывали их, спасали. В воздухе как это можно было предугадать? Самолеты зашли на курс, кто знает, что там около земли, отменить уже было ничего невозможно. Кнопочку нажали и полетели.
Под днища боевых машин тогда привинчивали, так называемые, лыжи с пенопластом и другие амортизаторы. При соприкосновении с землей они должны были отстегнуться. Но порыв ветра был такой, что этого не произошло, их сразу поволокло, как и людей тоже. Там тоже были жертвы.
— Поток воздуха такой силы бывает около земли или на высоте тоже?
— По-разному. Поэтому мы не разрешаем своим бойцам выпендриваться, когда кто-то из них пытается устоять на ногах при приземлении с серийными парашютами. Спортивный я не беру во внимание. Это прямая дорога к перелому. Только касаешься земли, тут же надо сделать кувырок, закрыть голову, покатиться. И все.
— При схождении парашютистов в воздухе, у них переплелись стропы?
— Там разные варианты могли быть. Фантазировать можно до бесконечности. Всех перед десантированием осматривают контролеры парашютного-десантной службы — «пэдээсники», обрезают все висящие веревочки. Спортсмены при отделении от самолета планируют, разбрасывают руки-ноги. У нас это исключено, можно зацепить какую-то часть и все — будешь свистеть до самой земли.
— Но ведь парашютом можно управлять?
— Да, конечно, стропы, лямки потянул — и ушел в сторону. В ходе приземления надо активно вертеть головой на 360 градусов. И максимально дальше держаться друг от друга. Но мог быть такой шквал ветра, что говорить об этом уже не приходится.
— Оба военнослужащих были очень опытными парашютистами.
— Тут дело не в технике, ни в их подготовке. Фатальный случай. Я помню мастера спорта, у которого на счету было около 1000 прыжков. У него что-то случилось с парашютом. Он открыл запасной парашют, но он сработал уже перед самой землей. Человек разбился. Вот вам и опыт. Слава Богу, он выжил, ходил на костылях, потом передвигался на коляске.
— У человека несведущего может возникнуть вопрос, а почему нельзя сделать так, чтобы парашютисты покидали самолет с большей паузой. Тогда и риск столкнуться в воздухе был бы минимальный.
— Вопрос логичный, но он мог возникнуть только у обывателя. Если делать паузы — тогда группа парашютистов будет рассеяна на большую территорию, им потом будет тяжело собраться, чтобы выполнить задачу. А представьте, что десантирование происходит ночью, в операции задействовано несколько тысяч бойцов… На самом деле, когда звучит команда «приготовиться», парашютисты плотненько-плотненько выстраиваются один за другим, максимально прижимаясь друг к другу. И потом — бегом-бегом-бегом к выходу, без всяких пауз, чтобы максимально компактно приземлиться.
— Как часто происходят подобные случаи?
— В наше время гибель парашютиста – это было ЧП, резонанс был на всю страну.