«В первую очередь мы думаем о закрытии пограничных переходов, где происходят атаки", - сказал сегодня Моравецкий после встречи с главой Евросовета Шарлем Мишелем в Варшаве. По его словам, это произойдет, если Лукашенко «не отступит от своей гибридной атаки».
Закрытие КПП «Кузница» из-за наплыва нелегальных мигрантов привело к пробкам из фур на границе. Впрочем, судя по камерам, которые записывают ситуацию на пункте пропуска в реальном времени, сейчас всем машинам удалось оттуда выбраться. Сообщается, что последняя грузовая фура уехала с границы еще вчера. Водителям рекомендовали отправиться к соседним пунктам Тересполь и Бобровники. Литва также не осталась в стороне и попросила водителей оценивать альтернативные маршруты доставки грузов из-за введенного на границе с Белоруссией режима ЧП.
Пожалуй, самым значительным для Белоруссии стало бы закрытие Польшей КПП в Бресте, который является главным транспортным узлом страны. Эксперты оценили, к каким экономическим последствием может привести подобное решение Польши.
«Если смотреть на торговый баланс, то доля импорта Беларуси из Польши – это полтора процента. Если же взять долю экспорта Беларуси в ЕС, то это будет около 25%. Любые конфликты подобного рода и закрытие границ будут нести серьезные издержки, прежде всего, для белорусской экономики. Тем более, что за последние 9 месяцев экспорт в ЕС Белоруссией увеличился вдвое. Поэтому, если граница будет закрыта и логистическая цепочка удлинится, то, естественно, это будет прямой удар по белорусской экономике», - сказал «МК» экономист Ярослав Романчук.
По его словам, Польша вполне может пойти на такой шаг, учитывая обстановку на границе. Тысячи мигрантов фактически атакуют границу, срубают деревья и перерезают проволоку – это, по словам эксперта, вполне можно расценивать как нападение. «Думаю, поляки могут закрыть не только Гродненскую часть, но и Брестскую. Этому примеру могут последовать и литовцы, чтобы заставить белорусские власти сесть за стол переговоров на предмет миграционного кризиса», - заключил Романчук.
В свою очередь политический аналитик Александр Класковский сомневается, что Польша пойдет на такой шаг, поскольку это будет нести серьезные экономические потери как для ЕС, так и для Китая, и России. «Полное закрытие границ парализует, в первую очередь, транспортное сообщение грузопотоков. А это обоюдоострое оружие. Для белорусской стороны транзит грузов – это важный источник доходов, но и для Европы это не менее важно. Плюс есть интересы Китая, который сейчас наладил интенсивное сообщение с Европой, в том числе через территорию Беларуси, которые реализуют стратегию «один пояс, один путь». Конечно, Китай, мягко говоря, будет недоволен таким решением Польши. Подобные радикальные меры ударят и по России. Потому что ее грузы идут в направлении Европы, а Европа осуществляет транзит своих грузов в РФ. Поэтому, думаю, пока это только вербальная угроза со стороны Варшавы», - считает эксперт.
Читайте также: «Эксперт оценил возможность перенаправления иракских беженцев на Украину: «Легче - на Луну»