Это уже потом, после ареста, Колесникову обвинили в заговоре с целью захвата власти. А первоначальный ее конфликт с законом в изложении белорусского президента выглядел так: "Они (Колесникова и двое ее спутников. - А.К.) предъявили паспорт на нашем участке. Таможенники, пограничники пропустили их. Дальше - участок государственной границы и пост украинцев. Но между этими постами - не зря, наверное, туда поехали - 8—9 километров... И там мы выставили усиление... Естественно, их остановили. Они на своем автомобиле - по газам. Ее то ли выбросили из машины, ну, на ходу...
Наши пограничники, естественно, ее задержали, как положено, я как старый пограничник это говорю, и отправили в отряд пограничный".
Такие строгости, повторим, царили в пограничье братской Белоруссии всего лишь год назад. Сейчас - совсем другое дело. Никаких задержаний, боже упаси. "Многочисленная группа беженцев с вещами движется вдоль трассы к границе с Польшей, - поведало в понедельник утром белорусское государственное информационное агентство БЕЛТА. - Белорусской стороной принимаются необходимые меры для обеспечения бесперебойного функционирования каналов международных сообщений, а также безопасности людей, двигающихся по автомагистрали".
Видеоролики, разошедшиеся по соцсетям, доказывают: фраза про "обеспечение безопасности людей, двигающихся по автомагистрали" - не пустые слова. Люди двигаются по автомагистрали не абы как, а относительно стройной колонной - под охраной вооруженных людей в форме. Периодически слышен лай овчарок. Ну а собачки - это, конечно, для того, чтобы беженцы не заскучали. С четвероногими друзьями дорога ведь куда как веселее.
Что особенно умиляет: конвоирующие беженцев военные не бросают бедолаг на полпути - доводят не просто до линии границы, а до участка, наиболее удобного для нелегального перехода. Вежливые вооруженные люди сгоняют замешкавшихся мигрантов с шоссе, ведущего к официальному пункту пропуска, и заботливо гонят в лес. Полное торжество гуманизма!
Правда, потом не прорвавшиеся через границу беженцы, среди которых женщины и дети, вынуждены мерзнуть в том самом лесу. Без еды, питья, а зачастую и без теплой одежды. Но это уже, ясно дело, не забота белорусских властей. Белорусские власти не устают корить Польшу, не пускающую к себе мигрантов-нелегалов, и Евросоюз в целом, за жестокосердие. А некоторые госпропагандисты без обиняков аттестуют негостеприимных европейцев нацистами и наследниками Гитлера.
Есть, правда, мнение, что это гуманизм здесь ни при чем. Что переживания за беженцев - крокодиловы слезы, а все вместе взятое - месть Лукашенко за санкции и нежелание европейцев вступать с ним в диалог. Что подтверждается весьма прозрачными намеками, исходящими с вершины белорусской "вертикали". "Это вопрос решаемый, - говорит, к примеру, о притоке в страну мигрантов-нелегалов глава системной белорусской Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич. - Поляки должны садиться за стол переговоров с белорусскими властями и обсуждать это". Проще говоря, речь идет об элементарном шантаже.

Однако у российских властей иное мнение на сей счет. И, судя по заявлениям, оно в точности совпадает с официальной белорусской точкой зрения. Польские и литовские пограничники проявляют жестокость по отношению пытающимся прорваться через границу мигрантам, руководствуясь "националистическими антииммигрантскими установками своих правительств", - описывает ситуацию официальный представитель российского внешнеполитического ведомства.
И дальше: "В результате данного произвола стремящиеся в ЕС люди, среди которых женщины и дети, оказываются брошенными на произвол судьбы без средств к существованию". Борьба с проникновением нелегальных мигрантов в ЕС попирает, по словам Марии Захаровой, "все правочеловеческие доктрины вместе взятые".
МИДу, конечно, виднее. Но такая риторика, откровенно говоря, вызывает определенную тревогу. Опасность, во-первых, в том, что рано или поздно беженцам переведут эти проникнутые состраданием официальные заявления наших официальных представителей. Что если они воспримут их не как дежурную пропаганду, нацеленную на то, чтобы уесть геополитического противника, а как проявление искренней заботы о них? И поймут, где на самом деле надо искать спасения?
Благо, лететь уже никуда не надо: они уже находятся на территории Союзного государства. На границе между Белоруссией и Россией заборов и колючей проволоки нет. Во всяком случае - в лесах и перелесках. Нельзя, в принципе, даже исключать, что исстрадавшееся мигранты заявятся прямиком в российский МИД - будучи твердо убежденными, что уж эти-то сердобольные люди точно не откажут им в приюте.
Теоретически, конечно, и в этом можно увидеть определенные плюсы: у мидовцев появится прекрасный шанс показать оборзевшей Европе пример правильного, гуманного отношения к беженцам. Но неизбежны и издержки - скученность, антисанитария, неприятные запахи... Вынесут ли это наши рафинированные дипломаты при всей своей чуткости? Вопрос.
Но главный риск все-таки в другом - в том, что безоговорочная поддержка Москвы, мягко говоря, не стимулирует Минск понижать ставки в этой все более опасной игре. Сегодня беженцы штурмуют польскую и литовскую границу с лопатами и кусачками в руках. А что будет завтра?
Направление, которое может принять дальнейший ход событий, подсказывают рассуждения любимого лукашенковского телеведещего Григория Азаренка: "Польские нацисты очень тупые... Мозгов не хватает осознать - сегодня ты травишь газом женщину и ребенка. Завтра там будет крепкий мужчина. Он не очень хорошо умеет пользоваться мобильным телефоном, но с пяти лет он пользуется автоматом Калашникова".
Ох, как бы не заигрались братья-славяне.