Традиция изображать правителей на стенах церквей существует со времён Киевской Руси, куда этот обычай пришёл из Византии. Святыми были признаны многие Рюриковичи от Ольги до Ивана Калиты. И даже не канонизированные князья и императоры становились героями фресок и икон, посвящённых историческим событиям.
Революция прервала эту многовековую традицию, но, как оказалось, ненадолго. Практически сразу после 1917 года над входом в здания уцелевших церквей и храмов вместо образов Иисуса и Богородицы стали вешать портреты Ленина, а затем Сталина. А с 90-х годов прошло века вождь мирового пролетариата и отец всех народов стали регулярно появляться на самих иконах. И хотя официальная церковь такие изображения никогда не благословляла и не приветствовала, иконопись во все времена активно подпитывалась народной фантазией и рожденными ею сюжетами.
Легенда о Сталине и Матроне
Самая известная икона со Сталиным - его изображение рядом с Блаженной Матроной, благословляющей главу советского государства на защиту Москвы от фашистских захватчиков. Существует легенда, что генералиссимус в 1941 году встречался с Матроной, желая узнать шансы СССР на победу, и она предсказала, что, если Сталин не эвакуируется из города, Москва устоит. Джугашвили, как известно, остался в Кремле. Немцы в столицу, действительно, не вошли. Плюс в ответ на молитвы Матроны грянули сильнейшие морозы.
И, хотя на самом деле никаких свидетельств встречи знаменитой московской блаженной со Сталиным не существует, этот сюжет регулярно появляется как в житийных клеймах икон с Матроной, так и в виде отдельного образа. В 2008 году икона генералиссимуса была выполнена для Храма святой равноапостольной княгини Ольги, расположенного в Стрельне (недалеко от Санкт-Петербурга), но долго там не продержалась. Более того: настоятель игумен Евстафий был объявлен «сектантом» и отстранён от прихода. Существуют также царебожнические иконы со Сталиным, изображаемым с крестом в руке и нимбом над головой, а также тропарь «Святому Богоданному Вождю Русского народа, стальному императору Иосифу Великому», правда, отчётливо антисемитского толка.
Ленин в виде змия
Что касается вождя мирового пролетариата, то в Интернете можно найти изображения иконы «Новомученника святого старца Владимира Ленина». Ее предписывают творчеству раскольников- беспоповцев, живших в Коми. (Именно там икону якобы сфотографировали в 90-х годах). Однако большинство исследователей склоняются к тому, что это фейк.
А вот в грузинских храмах, действительно, можно встретить Владимира Ильича, но не в качестве образца для почитания, а как безбожника, достойного геенны огненной. Канонизированный в 2012 году в лике преподобного (и почитаемый всеми православными церквями) Гавриил Ургебадзе изображается либо попирающим Ленина в виде змия, либо сжигающим его изображение на убрусе. Как рассказывал диакон Андрей Кураев, сюжет грузинской иконы отсылает к реальным событиям 1965 года, когда во время майской демонстрации, иеромонах Гавриил поджёг огромный портрет Ленина, за что был избит разъярённой толпой. С восемнадцатью переломами он был арестован за «антисоветскую деятельность», а затем отправлен в психушку с диагнозом психопатическая личность со склонностью к шизофреноподобным провалам.
Многоликий Путин
Лидеры современной России также удостоились чести попасть на «народные» иконы. Правда, изображения Горбачёва и Ельцина единичны, а вот сюжеты с Владимиром Путиным весьма разнообразны, популярны и встречаются не только в России, но и за рубежом. Одно из первых появлений российского президента - на клейме Новорусской иконы Богоматери, написанной Сергеем Куракиным в 2008 году. Она отображает историю Россию с 19 века до наших дней через судьбу храма Христа Спасителя, макет которого держит в руках младенец Иисус. Здесь можно найти и последних российских императоров, и Горбачёва с Ельциным, и Юрия Лужкова, и Патриарха Алексия II, и архитектора Тона, и даже Матиаса Руста с защитниками Белого дома.
Владимир Путин появляется на последнем клейме, которое называется «Освящение Храма Христа Спасителя» вместе с «подружией» (так указано на иконе) - экс-супругой Людмилой. Оба написаны в манере, характерной для иконописного изображения русских князей и княгинь. Автор рассказывал, что на сотворение иконы его вдохновило видение 1998 года, когда ему явился образ Богоматери, «сотканный воздушными нитями». Куракин обращался в Священный Синод с просьбой о признании, но получил ответ, что, хотя Синоидальная богослужебная комиссия «отмечает художественную ценность образа как произведения искусства», рекомендовать его возможно только к «частному почитанию».
Самая распиаренная (однако мало кем виденная на самом деле) икона, изображающая российского президента, находится в посёлке Большая Ельня Нижегородской области в религиозной общине (а по всем признакам секте «Воскрешающая Русь») Ее предводительница матушка Фотиния ещё в 2005 году объявила Владимира Путина, который, по её словам, является реинкарнацией апостола Павла, князя Владимира, царя Соломона и Николая II вместе взятых, объектом поклонения, а в 2012 году в канун президентских выборов сообщила о том, что его икона замироточила. С тех пор журналисты и сторонники российского президента неоднократно предпринимали попытки увидеть чудесный образ. Однако Фотиния убрала икону из церкви и спрятала, по одним сведениям, в своём кабинете, по другим - в опочивальне. Доступ к ней имеют лишь избранные члены самой общины. С их слов известно, что изображение называется «Путь Иной» или сокращённо «ПутИн».
Гораздо проще увидеть фреску с Путиным, находящуюся в костеле святого Антония Падуанского в Витебске. Минский художник Владислав Кондрусевич по-новому осмыслил известный сюжет принесения даров, изобразив в качестве волхвов Владимира Путина, Барака Обаму, который на момент росписи храма был президентом США, и Далай Ламу.
«Дары несли три волхва: Каспар, Бальтазар и Мельхиор, которых чаще всего изображают как представителей разных рас — темнокожий, светлокожий и желтокожий. Поэтому такие герои очень хорошо подошли», - рассказывал художник. Традиция разбавлять классические библейские сюжеты современными реалиями, по его словам, является делом совершенно обыденным: Брейгель помещал сцену избиения младенцев в голландскую деревню 16 века, а Эль Греко писал ангелов со скрипками и виолончелями.
В отличие от братской Белоруссии на Украине, где всегда были сильны традиции помещать рядом с Богородицей и Христом гетманов и других исторических персонажей, церковные изображения российского президента носят отчётливо негативный характер. И эта тенденция стала ответом на известные события 2014 года. Когда четыре года назад к Пасхе закончилась роспись греко- католического храма святого Иосафата в Червонограде многие прихожане обратили внимание, что мужчина, изображённый в адском пламени на западной стороне храма, очень похож на Владимира Путина. А неподалёку бесы терзают ещё одного человека с чертами лица, напоминающими Виктора Януковича.
Подобные изображения встречаются и в других храмах, преимущественно в Западной Украине, однако официально священники никогда не подтверждали, что люди видят того, кого они видят. Так по версии церкви, в Червонограде рядом с Сатаной изображён собирательный образ бюрократа и безответственного политика, а если кому-то видится Путин, то это их проблемы.
Все перечисленные церковные изображения российского президента можно считать занимательными казусами, которые находятся на совести либо самих художников, либо их экстравагантных заказчиков.
Однако в 2020 году чуть было не случился прецедент совсем иного порядка: православная церковь официально дала добро на появление Владимира Путина на стенах главного храма Вооруженных сил РФ в мозаичном сюжете, посвящённом присоединению Крыма. Как пояснял настоятель епископ Клинский Стефан, это не противоречит устойчивой традиции изображения исторических личностей, исторических сцен или какого-то исторического периода. «Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут изображены», - отмечал он.
Однако история и возникший вокруг неё шум не понравились самому Владимиру Путину. Как сказал Дмитрий Песков, «президент это не приветствует», «подобные изображения» в Главном храме Вооруженных сил, по его словам, «были бы неуместны». Художественный совет был вынужден прислушаться к просьбе Кремля: голова президента на мозаике превратилась в образ Божьей Матери. Однако и церковные иерархи, и многие политики, да и простые прихожане остались при мнении, что Путин достоин прижизненного увековечения. В том числе с помощью такого традиционного для России искусства, как иконопись. А значит, попытки «ввести президента во храм» наверняка будут продолжаться