Привычный советским гражданам праздник 7 ноября - годовщины Октябрьской революции - по понятным причинам стал на актуальным. Автор этих строк до сих пор, кстати, примеряет срок выпадения снега на "революционную" дату, памятуя, как, когда выходили на демонстрацию с искусственными гвоздиками, в воздухе кружился первый снежок.
Но лишать выходного россиян было нежелательно, поэтому в 1996 году власти решили придумать ему другое название. Президент Борис Ельцин подписал указ об установлении Дня согласия и примирения "различных слоев российского общества". До сих пор часть народу, кстати, считает, что нынешний праздник так и называется. А зря.
Новые политические реалии потребовали и нового праздника. О демократических и отчасти даже христианских категориях примирения и согласия речь уже не шла.
В 2004 году группа депутатов Госдумы - а именно единороссы Олег Еремеев и Валерии Богомолов, а также лидер ЛДПР Владимир Жириновский, внесли в Госдуму поправки к Трудовому кодексу. Согласно им, привычное, хоть и переименованное, 7 ноября отменялось и назначался новый праздник 4 ноября.
Вот что писала тогда наш парламентский корреспондент Марина Озерова.
"В подкрепление своей позиции авторы законопроект ссылаются на обнародованное в сентябре заявление Межрелигиозного совета России, который просил не отмечать как выходной "день трагического разделения России" — 7 ноября, и предложил взамен 4 ноября — день освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Теперь у нас терроризм на пороге, "нам объявлена война", говорит президент, и надо сплотиться всем, как в 1612 году...
Думская молва упрямо указывает на Администрацию Президента как источник интересной инициативы. Мол, и религиозным деятелям дату 4 ноября оттуда подсказали, и депутатам "добро" на перекройку календаря дали".
Говорят, на самом деле идею о переносе и переименовании праздника подал тогдашний помощник президента Путина Владислав Сурков - с целью усиления скреп фактически бесплатным способом и нивелировки совсем не близкого Кремлю понятия "революция".
Приведем еще один любопытный отрывок из статьи нашей коллеги 2004 года. Она опросила депутатов Госдумы на предмет их отношения к новшеству. Цитируем.
"Дмитрий Рогозин, лидер "Родины": "Я не считаю этот закон насущным и актуальным. Это не то, чего ждут от нас избиратели. Изменений календаря мы им не обещали.
Оксана Дмитриева, независимый депутат: "В логике авторам закона не откажешь. Ведь, отменив выборы губернаторов народом, власть фактически возвращает нас к опыту 1612 года. А потом надо выбрать один раз президента, как в 1613 году избрали царем Михаила Романова и положили начало династии, и на 300 лет освободиться от тяжелой обязанности кого-то выбирать".
Как бы то ни было, закон приняли, и с 2005 года Россия отмечает 4 ноября День народного единства, политическая практика проведения которого не совсем соответствует названию - в этот день, например, националисты устраивают Русские марши.
Если же говорить о том, что конкретно случилось 4 ноября 1612 года, то считается, будто в этот день ополчение Минина и Пожарского штурмовало Китай-город и освободило Москву от поляков. Штурм Китай-города был 22 октября по старому стилю, однако часть историков углубляются в нюансы исчисления разницы между старым юлианским и новым григорианским календарем и утверждают, что 4 ноября - дата не точная. Еще одно мнение: гораздо более важным событием Смутного времени был не штурм Китай-города, а уход гарнизона литовцев и поляков из Кремля 26 октября. Сама Смута между тем закончилась лишь несколько лет спустя.
Очевидно, решающую роль в выборе даты для празднования Дня народного единства сыграло то, что 4 ноября - праздник иконы Казанской Божьей Матери, которая, как указано в летописях, помогала ополчению в 1612 году.
Какую роль на самом деле играет День народного единства в "идеологической" жизни россиян, продемонстрировал вчерашний опрос Фонда "Общественное мнение". 50% опрошенных назвали этот праздник "не важным, не значимым", 34% - "важным, значимым", 10% - просто "дополнительным выходным".