Суд провел грань между вероисповеданием и экстремисткой деятельностью

Факт последней необходимо четко доказывать

Пленум Верховного Суда 28 октября принял ряд постановлений, в том числе рекомендующее изменить практику рассмотрения дел лиц, имеющих некое отношение к  запрещенным религиозным организациям: сам факт отправления религиозных обрядов либо вероисповедания, подчеркнула высшая судебная инстанция, не может рассматриваться как уголовное преступление.

Факт последней необходимо четко доказывать

В видео-пояснении судьи ВС Елены Пейсиковой, размещенном на сайте суда, буквально говорится следующее: «Исключается уголовная ответственность лиц, в отношение которых не установлено, какие конкретно действия, связанные с возобновлением или продолжением деятельности экстремисткой организации, они совершили и какими мотивами руководствовались».

Из опубликованного СМИ текста документа также следует, что речь идет о части 2 статьи 282(2) УК РФ, а к ненаказуемым ВС относит «реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе посредством индивидуального или совместного исповедования религии, совершения богослужений или иных религиозных обрядов и церемоний, если они не содержат признаков экстремизма».

Есть ли в стране запрещенные организации религиозной направленности, в отношении членов которых приняты судебные решения или ведется следствие? Есть, вопрос для многих россиян, например исповедующих не христианство вне основных конфессий,  более чем актуальный. Почему вдруг ВС стал рассматривать вновь этот вопрос? Об этом также сообщила Елена Пейсикова: постановление готовилось по инициативе и при участии СПЧ при президенте.  

Яркий пример, о котором многие сразу вспомнили, это граждане, исповедующие христианство в варианте «Свидетелей Иеговы». В 2017 году деятельность оргструктуры «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и 395 ее региональных отделений ВС признал экстремистской. В отношении верующих открывались дела и принимались решения.

Российский религиозный и общественный деятель, писатель и богослов Андрей Кураев, которого мы попросили оценить значение принятого решения, выразил надежду, что этот документ ВС в целом может свидетельствовать о неких серьезных переменах в подходах.

«Я все-таки надеюсь, что это серьезная перемена, хотя и раньше были пояснения Верховного суда о том, что полиция неправильно истолковывает «политику партии и государства» в этом вопросе. То есть сама организация свидетелей Иеговы не является запрещенной. Поэтому нельзя арестовывать человека просто за принадлежность к ней. В данном случае позиция суда абсолютно справедлива: не может быть коллективной ответственности, вина каждого отдельного человека в каждом конкретном  случае должна быть доказана. Эта вина может быть не в том, что они собирались вместе и молились, а в распространении взглядов, которые считаются экстремистскими. С этим я вполне могу согласиться. Другое дело, что сама квалификация, признание их  экстремистами,  является притянутой за уши и очень бессовестной. Потому что иеговисты радикальны только в одном: они радикальные пацифисты. То есть в этом смысле они как раз не несут угрозы», - говорит Кураев. С утверждением, что решение суда может коснуться разве что двух сотен осужденных или находящихся под следствием «иеговистов», он не согласен: «есть случаи, когда закрываются молитвенные собрания даже баптистов». 

Не готов он согласиться и с тем, что речь идет уже о серьезных изменениях в политике в отношении религиозных организаций: «У нас считается, что суды находятся вне политики. Поэтому решение ВС это одно, а политика – это может быть что-то совершенно другое. Я боюсь, что в России при конфликте правоустанавливающего документа и приказа непосредственного начальника победит второе». Чтобы дать оценку принятому решению, эксперт предлагает подождать и посмотреть несколько месяцев на ситуацию: продолжатся ли аресты, будут ли реабилитированы уже арестованные. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру