"Вечные" губернаторы и единственный президент: в России меняют систему власти

Закон об этом рассмотрят 9 ноября

Думский Комитет по госстроительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении взбудораживший регионы законопроект об организации публичной власти на местах. Единороссы из Татарстана и Тюменской области, а также коммунисты критиковали текст документа, но конкретных обещаний учесть их замечания не услышали.

Закон об этом рассмотрят 9 ноября

тестовый баннер под заглавное изображение

Инициатива была внесена в Госдуму вскоре после выборов за подписью сенатора Андрея Клишаса и депутата Павла Крашенинникова («ЕР»). К 1 января 2023 года новый закон должен полностью заменить действующий, об общих принципах организации региональной власти, принятый в 1999 году и «неоднократно расстрелянный поправками», сказал на заседании думского Комитета по госстроительству и законодательству его глава г-н Крашенинников.

Что касается названий региональных парламентов — ничего нового не предлагается, пояснил он: по-прежнему «это может быть и Законодательное собрание, и Дума — как пропишут в региональных уставах». Нельзя называться только «Государственной думой». Что касается названия высшего должностного лица субъекта РФ — здесь изменения будут, но незначительные. Сейчас регионы вправе называть своих начальников «с учетом исторических, национальных и иных традиций» как угодно, но только не президентами. Предлагается же единообразное название «глава субъекта РФ», а с учетом традиций наравне с ним может быть узаконено и другое слово вроде «губернатор» или «мэр». Но только не «президент»!

Руководителей всех региональных министерств теперь можно будет назначать лишь после согласования с профильным федеральным ведомством. Г-н Крашенинников сказал, что «в отдельных случаях» согласование и сейчас уже требуется — если речь идет о региональном министре финансов, жилинспекторе или главе департамента или министерства здравоохранения, например.

Порядок избрания глав регионов не изменится: прямые выборы или выборы законодательными собраниями. Пятилетний срок полномочий, который станет единым и для глав регионов, и для региональных депутатов, и так уже введен практически везде. Возражения и споры, признал докладчик, вызывает предложение сократить с 30 дней до 15 дней срок обязательной рассылки законопроектов в субъекты РФ перед первым и вторым чтением для получения отзыва (это обязательно, к примеру, в случае внесения поправок в КоАП). Но теперь есть Интернет, «и надо идти в ногу со временем».

На сам законопроект о публичной власти пришло на данный момент 16 отзывов от исполнительной власти регионов и 8 — от местных парламентов. Отрицательный отзыв Госсовета Татарстана официально еще не поступил, несмотря на «ногу времени». Возражения депутатов этой республики озвучил на заседании комитета Ильдар Гильмутдинов («ЕР»): их много, но «если кратко, закон чрезмерно регламентирует деятельность региональных властей, не оставляет им возможностей самостоятельно выстраивать структуру власти». И «в части названия главы субъекта тоже»…

Заметим, что Рустам Минниханов — единственный президент в России, если не считать президента РФ Владимира Путина, а Конституция Татарстана уже лет 10 как противоречит федеральному законодательству в этом вопросе. Местная прокуратура неоднократно обращала внимание республиканских властей на нарушение, но никакого эффекта эти обращения не возымели. Потому что Кремль делал вид, что всё в порядке…

Брожение и напряжение, как выяснилось, законопроект вызвал и в сложноустроенных субъектах РФ, т.н. «матрешках». Их в России осталось два: Тюменская область, в состав которой входят Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ, и Архангельская область, в которую входит Ненецкий автономный округ. Одномандатник из Тюменской области Николай Брыкин («ЕР») объяснил, что из текста инициативы совершенно непонятно, как будут выстраиваться взаимоотношения, в том числе финансовые, между «головным субъектом» и АО. Нынешняя сложная система по проекту утрачивает силу, говорил он, «что вызовет коллапс». Г-н Брыкин надеется, что ко второму чтению ясность появится.

«Мы поддерживаем идею об укреплении единства власти, но главный выгодополучатель здесь не народ, а президент, и в результате создается близкая не к федералистской, а к унитарной система управления», — заявил первый замглавы комитета Юрий Синельщиков (КПРФ). Право президента отправить в отставку любого губернатора «в связи с утратой доверия», заметим, становится безоговорочным (в действующем «старом» законе, хотя и расплывчато, все же перечислены ситуации, когда это возможно).

А еще законопроект предлагает разрешить главам регионов занимать высокие должности сколь угодно долго (действующий закон ограничивает их двумя сроками подряд). Предложение Анжелики Глазковой (КПРФ) подобное ограничение вернуть г-н Крашенинников комментировать не стал. Подводя итог обсуждению, он точно пообещал коллегам лишь одно — «продолжить совместную работу».

«Слушать вас, Павел Владимирович, одно удовольствие!» — сказал в финале заседания первый замглавы комитета Юрий Напсо (ЛДПР): эта фракция «однозначно поддерживает законопроект, потому что всегда была за усиление президентской власти и вертикали власти вообще».

Заключение комитета на инициативу г-д Клишаса и Крашенинникова приняли большинством голосов (воздержались лишь трое коммунистов и г-н Брыкин). В тексте заключения, с проектом которого ознакомился «МК», нет ни одного замечания.

Обсуждение на пленарном заседании должно состояться 9 ноября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28655 от 28 октября 2021

Заголовок в газете: «Вечные» губеры и единственный президент

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру