Наделавшая шуму долгоиграющая история со «скифским золотом» берет свое начало еще восемь лет назад. Именно тогда четыре музея Крыма (а автономная республика на тот момент еще входила в состав Украины) — Керченский историко-культурный заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и «Херсонес Таврический» — отправили за рубеж совместную экспозицию под названием «Крым — золотой остров в Черном море». Выставка сперва прошла в немецком Бонне, а затем — в нидерландском Амстердаме, где экспонаты были представлены в Музее Алларда Пирсона. Судьба коллекции оказалась под вопросом в связи с событиями на Украине конца 2013-го — начала 2014 годов, когда в итоге полуостров вошел в состав России. Нидерланды, являясь частью международного сообщества, не признавшего присоединение Крыма, оказались в затруднительной ситуации. Властям страны предстояло решить, кому возвращать коллекцию: Украине, частью которой на Западе продолжают считать крымскую территорию, или же России.
В декабре 2016 года окружной административный суд Амстердама вынес вердикт, согласно которому «скифское золото» — собственность Киева. Крымские музеи, представившие экспонаты и на тот момент де-факто уже оказавшиеся в российской юрисдикции в течение месяца подали апелляцию, рассмотрение которой продолжалось до сих пор. Однако, к сожалению для российских властей, апелляционный суд Амстердама не изменил решения нижестоящей инстанции, заявив 26 октября, что коллекция должна быть возвращена Киеву.
— Музей Алларда Пирсона должен передать так называемые «крымские сокровища» Украине, — заявили в судебной пресс-службе. — Обязательства по возврату музейных экспонатов музеям Крыма завершены. К такому решению сегодня пришел Апелляционный суд Амстердама при рассмотрении апелляции на приговор от 14 декабря 2016 года.
Все это, впрочем, не означает окончательного разрешения проблемы. Во-первых, Россия давно уже ставит под вопрос необходимость исполнения решений зарубежных судебных инстанций. Во-вторых, существуют и структуры уровнем выше голландских, в которых вопрос принадлежности «скифского золота» можно оспаривать еще не один год. Наконец, как отмечают комментаторы в соцсетях, Киев вполне может в качестве жеста «доброй воли» уступить экспонаты Москве – если получит гарантии продвижения переговоров по более важным и принципиальным для украинских властей политическим вопросам.