Пленум, посвященный итогам прошедших в сентябре выборов и новым задачам партии, проходил в подмосковном оздоровительном комплексе «Снегири» «с учетом антиковидных ограничений», как сообщил в начале Геннадий Зюганов. Присутствующие в зале должны были иметь отрицательный ПЦР и сидеть через одно кресло. Красного цвета маски с партийной символикой, впрочем, были не на всех.
С главным докладом от имени Президиума ЦК выступил первый заместитель г-на Зюганова и первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников. Официальные результаты, объявленные ЦИК, в КПРФ подвергают сомнению и считают, что «ЕР» на самом деле получила процентов на 15 меньше, чем по официальным результатам, а КПРФ - процентов на 6-8 больше. «Власть получила ту Госдуму, которую хотела получить, но реальный расклад сил в настроениях общества был существенно искажен», сказал г-н Мельников.
В той Думе, которую получила власть, напомним, у «ЕР» - почти 50% голосов по партийному списку и конституционное большинство в 324 голоса за счет выигранных в подавляющем большинстве одномандатных округов, а КПРФ по партийному списку набрала меньше 19%, но по сравнению с предыдущим созывом увеличила численность фракции с 42 до 57 человек и провела 9 одномандатников. Это «лучший результат в нынешнем веке» считают в Президиуме ЦК.
В течение последних 10 лет на всех федеральных выборах на дому голосовало не больше 7%, а теперь число «надомников" выросло до 14,4% (в 34 регионах - от 15% до 34%).«Ссылка на ковид не работает», заявил г-н Мельников - надомные голоса собирались со скоростью, превышавшей физические возможности. Между прочим, рост числа «надомников» стал возможным в том числе и потому, что в избирательное законодательство внесли изменения, позволившие вызывать «урну на дом» не только инвалидам и тяжело больным, но и всем не могущим прибыть на участок по иным «уважительным причинам».
Но "самым скандальным и опасным новшеством» последних выборов коммунисты считают дистанционное электронное голосование, которое применялось в 7 регионах страны: они «совершенно однозначно» не признают итоги электронного голосования в Москве, где на некоторых «живых» участках КПРФ обыграла кандидатов от власти, а после ввода данных с ДЭГ оказалась позади. Итоги выборов в масштабах всей страны КПРФ, как известно, не оспаривает, но 356 исков и жалоб по отдельным регионам и участкам в суды и правоохранительные органы подала. «Не исключена» и подготовка обращения в КС: «само по себе использование двух разных систем голосования на одних и тех же федеральных выборах нарушало конституционный принцип равенства избирателей», сказал докладчик.
«Зонами тотальной фальсификации» в КПРФ считают Ингушетию, Северную Осетию, Тыву, Брянскую, Кемеровскую, Ростовскую, Тюменскую области и республику Крым, эти регионы стали рекордсменами по использованию старых испытанных технологий.
В качестве методов борьбы с КПРФ отмечалось на Пленуме и использование партий-спойлеров (прежде всего «Коммунистов России» и «Партии пенсионеров»), и недопуск популярных кандидатов (из-за условной судимости был лишен права участвовать в выборах Николай Платошкин и в Госдуму попала лишь его жена Анжелика Глазкова, «на основании совершенно невнятного документа» о наличии зарубежных активов сняли с выборов Павла Грудинина). Все снятые с выборов или не допущенные к ним тем не менее активно агитировали за КПРФ, отмечено в докладе. Г-н Грудинин сидел в зале, и когда ему зааплодировали, раскланялся, благодарно прижимая руку к груди…
Как бы то ни было, выборный «краштест» партия «прошла без существенных повреждений», подвел итог г-н Мельников. Теперь же, чтобы не растерять внимание общества, сказал он, надо двигаться вперед. И перечислил «актуальные задачи», как они видятся руководством КПРФ.
Во-первых, надо укреплять дисциплину и единство партии - потому что сейчас, с учетом роста поддержки КПРФ, «пропагандистские ресурсы власти в ежедневном режиме крутят тему раскола», «бьют по лидеру», «вешают ярлыки». «Им (оппонентам - «МК».) было бы, конечно, приятнее, если бы наша партия превратилась в филиал исторического музея, говорила исключительно о международных проблемах, никого не критиковала и заняла строго обозначенное место. Наверное, так может функционировать какая-нибудь ЛДПР, поддержка которой непоправимо обрушилась, а она не перестает благодарить судьбу и кланяться»,- заявил первый заместитель лидера КПРФ. И предложил прописать в законе «О политических партиях» запрет на вмешательство во внутрипартийные дела не только органов госвласти, но и «государственных СМИ».
Мечтать, как говорится, не вредно…
Среди союзников по левому флангу, которых тоже стараются от КПРФ оттащить, надо вести разъяснительную работу, говорилось далее. «Первый тест мы прошли непросто»,- признал докладчик: после встречи лидеров парламентских партий с президентом (она проходила 25 сентября в формате видеоконференции) «даже те ресурсы, которые сопереживали КПРФ на выборах, стали ретранслировать, что, дескать, Зюганов не сказал президенту про электронное голосование, что КПРФ всем довольна, что есть активные люди в партии, которые могли бы одно и другое, а руководство партии не дает». Всё вышеперечисленное г-н Мельников назвал «чепухой». Г-н Зюганов, по его словам, сказал президенту «абсолютно всё», а сказать больше не мог - потому что по телевидению трансляция той встречи шла с 30 минутным опозданием (что чистая правда), и если бы он «сказал это как-то иначе, туда вообще бы ничего не попало».
А потом первый зампред ЦК остановился на вопросе о том, «системная» ли КПРФ партия. Если имеется в виду политическая система - то да, сказал он, КПРФ внутри системы, потому что внутри политического процесса и имеет фракции в парламентах разных уровней, участвует в выборах губернаторов и президента. А если за рамками слова «система» - подполье, то это не путь КПРФ: партия изнутри системы борется за её изменение, «стоит на земле и занимается реальной политикой», сочетая парламентские и непарламентские формы работы…
Надо оперативно включаться во все дискуссии по острым социально-экономическим вопросам, потому что «страна входит в острую кризисную фазу», прозвучало с трибуны Пленума. Инфляция к концу октября уже на уровне 7,5% прогнозируется, цены рвутся вверх, а проект бюджета на будущий год предусматривает сокращение расходов по многим ключевым социальным и экономическим статьям. «С нами уже вступают в полемику, приводят какие-то другие цифры, вероятно, суммируются прогнозируемые расходы всех внебюджетных фондов и бюджета, картина получается получше», - осторожно заметил г-н. Мельников, не назвав, о каких конкретно статьях идет речь. (В первую очередь о расходах на здравоохранение, заметим в скобках.) Хорошо, что с нами спорят, значит, силу в нас видят - раньше и не спорили, следовало из его слов. «Капиталистический бюджет» депутаты от КПРФ поддерживать не будут, решил Пленум, но ко второму чтению подготовят к законопроекту содержательные поправки. Во вторник, 26 октбяря, сообщил позднее г-н Зюганов, пройдет встреча фракции КПРФ с министром финансов Антоном Силуановым - такие обходы фракций перед голосованием за главный финансовый план страны в первом чтении уже стали традицией.
Интересно, что одним из «новых вызовов» в КПРФ считают «выявление истинного лица «Новых людей», которые въехали в парламент на успешной рекламной эстетике и авторитете бывшего мэра Якутска» (Сарданы Авксентьевой - «МК».) В этой маленькой фракции в КПРФ видят конкурента: «у них развязаны руки, они ничего не решают и первое время могут достаточно удачно имитировать оппозицию»…
Намерены в КПРФ добиваться и смягчения правил проведения массовых уличных акций - как известно, в конце прошлого года в соответствующий закон внесли изменения, превращающие проведение санкционированного, то есть легального с точки зрения власти, мероприятия в дело крайне хлопотное, практически невозможное. После выборов целый ряд коммунистов подвергся преследованиям («9 человек отсидели по 10 суток в московском регионе, им впаяли одну статью - организация несанкционированных уличных акций», - сказал потом журналистам г-н Зюганов), и теперь Президиум ЦК предлагает добиваться «особенных расширенных гарантий в части организации акций» не для всех, а хотя бы для парламентских партий, потому что «парламентская оппозиционная партия - это не какая-то непонятная радикальная группа».
Много теплых слов было сказано с трибуны о лидере партии Геннадии Зюганове и других партийцах, активно участвовавших в выборах. «Особое спасибо надо сказать секретарю ЦК и депутату Госдумы Александру Ющенко, который при жеребьевке в ЦИКе вытянул КПРФ первый номер в избирательном бюллетене на выборах в Госдуму»,- с улыбкой сказал г-н Мельников.
«Громче всех хлопали Ющенко, чья смазанная башкирским медом рука (г-н Ющенко баллотировался от Башкирии - «МК».) вытянула нам первый номер, она нам помогла»,- заметил г-н Зюганов. В зале раздался смех.
Но, как выяснилось, не везде результаты жеребьевки оказались для коммунистов столь удачны. В Омской области на региональных выборах первый номер в бюллетене достался «Коммунистам России», «и за них проголосовали невиданные 11%, а на выборах в Госдуму всего два», посетовал глава Омского обкома Андрей Алёхин. «У нас тоже 11% набрали на региональных выборах «Коммунисты России», и у них тоже был первый номер, а у нас четвертый»,- сообщила выступавшая следом глава Алтайского крайкома Мария Прусакова. «Надежды, которые люди на нас возлагают, прежде всего связаны с отменой пенсионной реформы»,- заявила она, и предложила «инициировать референдум по отмене повышения пенсионного возраста».
Г-н Зюганов по горячим следам никак не прокомментировал эту идею, очевидно идущую вразрез с представлениями Кремля о том, как должна вести себя «системная» КПРФ. Но позднее в ходе брифинга он сказал журналистам, что законопроект «про отмену пенсионной реформы» в Госдуму коммунистами уже внесен. «Власть, мне кажется, задумалась, потому что народ вымирает ускоренными темпами»,- обтекаемо обнадеживающе оценил лидер партии перспективы принятия этой инициативы.
Его бы, как говорится, устами…
Из 12 фактов вброса бюллетеней, признанных Центризбиркомом, три - «к сожалению, в Брянской области», «выборы прошли в демонической обстановке», доложил глава местного обкома Андрей Архицкий. Но СК до сих пор не возбудил уголовные дела, а прокуратура все жалобы передала в облизбирком… Руководство КПРФ винит во всем руководство региона, и прежде всего губернатора Александра Богомаза. «Речь не о фальсификаторах, а о преступниках, ни в одной стране мира меньше 10 лет за такое не дают. Я много видел безобразий, но чтобы в классической русской области, политой кровью предков»,- не удержался лидер КПРФ. «Его жена, хозяйка крестьянски-фермерского хозяйства - на третьем месте самых богатых жен российских госслужащих по версии журнала Форбс, по сообщению информационного государственного агентства», - продолжил он, и поддержал прозвучавшее ранее предложение требовать отставки этого губернатора и даже обратиться к президенту.
Губернатор Богомаз, похоже, стал самым высокопоставленным представителем власти, отставки которого требовали на октябрьском Пленуме КПРФ. Что касается президента - его имя всуе не поминали вовсе. А журналистам Геннадий Зюганов сообщил, что на днях три с половиной часа слушал запись общения Владимира Путина с членами Валдайского клуба, и у главы государства «появились новые моменты и оценки», которых он, Геннадий Зюганов, «ждал 20 лет».
Нетрудно догадаться, о каких именно оценках шла речь. Президент «официально сказал, что капитализм не справляется, капитализм деградирует, и что левый поворот неизбежен, мне бы хотелось, чтобы эту оценку он материализовал в новой политике внутри страны»,- сказал г-н Зюганов. И напомнил, что у КПРФ давно уже есть программа, которая обеспечит «левый поворот» в сторону социализма.
Если и до дела, конечно, руки у президента дойдут.