Внутренняя обстановка в Афганистане остаётся напряжённой. После того как движение «Талибан» (признано террористическим и запрещено в РФ) взяло власть в стране, радикалам не удалось установить полный контроль над рядом регионов. Им противостоят террористы ИГИЛ (признано террористическим и запрещено в РФ), а также ряд национальных вооруженных формирований в Панджшере и других провинциях.
За последние недели по стране прокатилась волна терактов, жертвами которых стали сотни человек. Нападения совершают группы террористов-смертников и боевики одиночки. Потери несут в том числе вооружённые силы «Талибана», чьи отряды регулярно попадают в засады.
Неоднозначными остаются взаимоотношения талибов с правительствами соседних государств. Многие государства региона, например, Иран и Таджикистан, держат на афганской границе крупные войсковые соединения, опасаясь проникновения вооружённых отрядов боевиков.
Талибы намерены урегулировать внутреннюю обстановку в стране, а также договориться с соседями о возобновлении пограничного сообщения. Они обвиняют некоторых соседей в поддержке сил сопротивления внутри страны и намерены добиться от них гарантий невмешательства во внутренние дела Афганистана. Однако, как отметил в разговоре с «МК» военный эксперт Алексей Валюженич, талибам придётся сбавить тон, если они хотят конструктивного сотрудничества.
- В общем-то, там происходит именно то, что я предрекал несколько месяцев назад, когда стало понятно, что талибы возьмут Кабул. Все говорили, что талибан-де «отказался от практики религиозных притеснений, даст всем права и вообще это не те ребята, что были раньше». Сейчас такая ситуация в ряде регионов страны, что представителей местных национальных и религиозных меньшинств выгоняют из домов, причём делается это «по закону». Показывают талибское распоряжение, и извольте уйти. Потому что хорошие дома, угодья полагаются только талибам. А теперь по стране прокатилась волна нападений на мусульман-шиитов: в Кандагаре, Кундузе. Талибы говорят, что, мол, осуждают это дело, но и защищать «неверных» тоже не собираются. Так что мой прогноз оказался верен.
- В этом контексте чего делегация «Талибана» потребует на переговорах в Москве?
- У них есть такой пунктик в сознании, что любое сопротивление их власти спонсируется из-за рубежа. Что отряды Ахмада Масуда (лидер антиталибского сопротивления в Панджшере - «МК») получают помощь со стороны Таджикистана, а шиитское сопротивление – со стороны Ирана. Сейчас в стране складывается такая ситуация, что миллионы людей могут оказаться на грани голода. Весь год крестьяне не пахали, не сеяли, урожая нет. Представителей нацменьшинств пуштуны выгоняют с хлебных мест, лишают крова. Это идеальная почва для будущего сопротивления, народных выступлений и далее – гражданской войны. Поэтому талибам в преддверии внутреннего кризиса нужно заручиться гарантиями того, что местные выступления не будут поддержаны из-за рубежа.
- А каким образом талибы собираются разрешить этот внутренний кризис – путём подавления несогласных?
- Пункт второй «талибской программы» – требование широкомасштабных поставок помощи по линии ООН, Красного Креста и так далее. Всех не накормить, но наиболее пострадавшим можно заткнуть рты дармовой пищей. Хотя бы на время. С другой стороны, у них есть безотказный способ шантажа. Речь о беженцах. Если сотни тысяч голодных хлынут в соседние страны – мало никому не покажется. Поэтому талибы в целом в сильной позиции и едут получить то, чего хотят. С них точно не убудет, а вот на соседей они давят и будут давить дальше.
Читайте материал «Я поседела»: история побега Гул Афруз от талибов на автобусе»