— Сейчас проблема чешской власти, обострившаяся после недавних выборов в нижнюю палату парламента и госпитализации президента, стала одной из главных тем европейской политики. На Ваш взгляд, насколько критична ситуация? Некоторые аналитики даже допускают, что сформировать правительство раньше будущего года не удастся, а сам Земан может быть вот-вот смещен.
— Во-первых, я бы не стал алармировать ситуацию ни относительно президента, ни относительно правительства. Чешские СМИ уже назвали диагноз, с которым он был госпитализирован, это асцит, скопление жидкости в брюшной полости. С таким диагнозом, учитывая, что Земан в здравом уме и трезвой памяти, нет оснований для снятия с него президентских полномочий. На мой взгляд, все разговоры о подобной перспективе — это чисто политические игры.
Что же касается кризиса с формированием правительства, то давайте будем реалистами. Первое заседание обновленного состава нижней палаты состоится 8 ноября, президент Земан находясь в больнице, подписал соответствующий указ. До этой даты еще предостаточно времени. Не стоит забывать и о том, что несмотря на проигрыш движения премьера Андрея Бабиша ANO на выборах, у него по-прежнему большинство мест в парламенте, такова специфика чешской избирательной системы.
— С чем, на ваш взгляд, связаны результаты выборов, продемонстрировавшие, что ни одна из политических сил не пользуется доверием действительно крупной части населения (основные соперники получили лишь менее, чем по 30% голосов. — "МК")?
— На самом деле, избирательная кампания повторила картинку президентских выборов, мы видим глубоко расколотое общество. С одной стороны есть ANO, с другой — две правых коалиции SPOLU и "Пираты и Старосты". Последняя, к слову, еще весной была фаворитом, и считалось, что именно составляющая ее костяк "Партия пиратов" возьмет большинство и будет формировать правительство. В итоге же у нее всего четыре мандата — это вот такой показательный пример, вызывающий вопрос к политтехнологам "Пиратов".
Совершенно ясно, что, если формирование правительства будет поручено Бабишу, это закончится неудачей. Потому что главная цель для оппозиции в этом году заключалась именно в смещении Бабиша. Внимание уделялось не столько продвижению собственной повестки, сколько консолидации против премьера. Как известно, в ночь сразу же после выборов SPOLU и "Пираты и Старосты» подписали меморандум о том, что они готовы формировать правительство только друг с другом, без участия других сил. Теоретически ANO могло бы попытаться расколоть одну из коалиций, но победителям это не нужно, они и так выиграли. Бабиш это понимает, и он уже несколько раз повторил, что его движение переходит в оппозицию.
— Какое политическое будущее видит для себя премьер?
— Не будем забывать: у Бабиша есть президентские амбиции. И Земан публично поддержал его как потенциального преемника. Шансы на то, чтобы стать президентом у него достаточно высокие, поэтому ему надо сейчас вести себя крайне корректно по отношению к избирателям, уважая их волю. Я бы не стал говорить о кризисе, в стране сохраняется стабильность. Дальнейшее развитие ситуации зависит от дальновидности действующего премьера и степени амбициозности победителей, насколько долго они сохранят единство.
— Внутричешская ситуация закономерно вызывает вопросы и относительно возможных изменения в отношениях Праги с Москвой, — реальны ли они?
— Стоит заметить, что в ходе предвыборной кампании российский вопрос по сути не поднимался: в чешском общественном мнении сложился консенсус относительно двусторонних отношений, и он далеко не самый приятный для нашей страны. Кроме этого, большинство чешских политиков любит использовать тезис о том, что сейчас ход за Россией, поскольку якобы она неправильно себя повела. На мой взгляд, это несколько лицемерная позиция. В то, что Москва причастна к взрывам в Врбетице и в Чехии многие не верят. Более того, исчезновение этой истории из информационного поля, говорит об отсутствии у Праги убедительных доказательств.
— Какие еще можно выделить конфликтные точки в двусторонних отношениях?
— Конечно, это судьба памятника советскому маршалу Коневу, демонтированного в прошлом году. Незадолго до скандала с Врбетицами с инициативой вернуть памятник на достойное место в Праге выступил такой политический деятель как Карел Шварценберг бывший лидер партии TOP 09, занимавший ряд постов, от главы администрации президента Вацлава Гавела до главы МИД страны. В Чехии это очень значимая персона, которую нельзя заподозрить в симпатиях к России. Но при этом именно он признает, что необходимо разряжать ситуацию. Полагаю, сейчас эту проблему могла бы решить мэрия Праги. Ей также следовало бы рассмотреть вопрос о возвращении мемориальной таблички Коневу на Староместской ратуше, установленной еще в 1946 году по воле самих пражан.
Третья проблема, это закрытие российской школы в Праге. Честно говоря, считаю, что нужно пересмотреть российский закон об образовании, который, строго говоря, не позволяет существовать финансируемым из бюджета российским школам иначе, как в форме подразделений посольства. Возможно, Чехия, лишь первый «чёрный лебедь» в плане требований к тому, чтобы преподаватели носили официальный статус учителей, а не административно-технических сотрудников дипломатической миссии.
Есть еще вопрос о развитии атомной энергетики в республике. Однако, чешская сторона свой выбор сделала, исключив Россию и Китай из тендера на достройку нового энергоблока на АЭС «Дукованы». Он, на мой взгляд, несколько опрометчив. Посмотрим на дальнейшее развитие событий.
— Существует ли потенциал для сближения?
— В Чехии, разумеется, понимают, насколько важную роль играет Россия на континенте, и что вести диалог придется. Тем более впереди у Чехии не лучшее в экономическом плане время, в частности, Европе пророчат холодную зиму, и благоприятные отношения с Россией могли бы сильно помочь в преодолении будущих трудностей.