Культ оружия в США растет на фоне бесконечных трагедий

Российским законодателям лучше держаться подальше от американского опыта легализации «стволов»

Оружейное законодательство России неведомо большинству американцев — они и своего-то не знают, поскольку в общенациональном масштабе такового нет, есть только лоскутное одеяло местных законов и правил. Но если кто-то из жителей Нового Света, уставших от оружейного беспредела, узнал бы об ограничительных мерах, которые принимают российские власти, они, наверное, позавидовали бы. В Штатах стрельба в быту уносит все больше жизней (в прошлом году — 43 тысячи), а у политиков от обеих партий наблюдается все меньше желания заниматься этой проблемой.

Российским законодателям лучше держаться подальше от американского опыта легализации «стволов»

Причины достаточно ясны. Во-первых, против ограничительных мер работают миллионы долларов, которые закачивает в американскую политику оружейное лобби. (Под фиговым листком лоббизма скрывается элементарная коррупция.) Во-вторых, среди американских избирателей нет достаточно массовой поддержки антиоружейных усилий — многие люди, особенно живущие в глубинке и малообразованные, по-прежнему верят в миф о священной неприкосновенности Второй поправки к Конституции США. Этот миф им усердно впаривают оружейные пропагандисты, но даже без них десятки миллионов американцев являются горячими сторонниками свободного владения оружием.

Вторая поправка, принятая в XVIII веке, касалась права граждан на оружие с целью создания вооруженного ополчения: ведь в те далекие времена не было ни регулярной армии, ни полиции. Эту поправку давным-давно должны были бы отменить, но этого не происходит и, думаю, не произойдет даже через сто лет. Не имеет шансов на успех даже, казалось бы, такая очевидная вещь, как запрет на продажу автоматического оружия (оно было запрещено с 1994 по 2004 год, но Конгресс США не продлил запрет).

Как пишет в журнале The Atlantic специалист по проблеме оружия в американской политике Стивен Гутовски, самая весомая причина отсутствия реформ в этой области — это укоренившийся в головах американцев культ оружия. Любовь значительной части населения США к оружию играет, указывает он, даже более важную роль, чем коррупционный лоббизм Национальной стрелковой ассоциации (NRA). В последние годы у NRA плохо идут финансовые дела, она находится на грани банкротства и расходует меньше средств, чем прежде, на пропаганду Второй поправки и подкуп политиков с целью сохранить этот конституционный анахронизм. Но NRA в состоянии организовать поток писем-требований от избирателей в адрес конгрессменов и сенаторов. А одно такое письмо избирателя из своего, «домашнего» избирательного округа перевешивает 100 писем из других районов страны, говорит Филип Джэрни, член правления NRA, которого цитирует Гутовски.

Продажные политики думают только о том, как любой ценой получить переизбрание на очередной срок и остаться у государственной кормушки; у них нет ни стыда, ни сострадания. Ни одна из бесконечных трагедий, связанных со стрельбой в быту, не побудила их принять ограничительные законы — даже расстрел в Лас-Вегасе в 2017 году, когда безумец вел огонь из окна своего гостиничного номера по толпе, собравшейся внизу; он использовал 24 единицы оружия, включая 14 автоматов (!), и отправил на тот свет 58 человек, ранив еще 411.

Эпизодов стрельбы в быту с многочисленными жертвами в Америке было невероятно много — вот лишь некоторые из них:

✔ 1999 год, Колумбайн (обновление: признан террористическим движением по решению Верховного суда РФ), штат Колорадо: 15 убитых (из них 12 — учащиеся гимназии).

✔ 2012 год, Ньютаун, штат Коннектикут: 28 убитых (из них 26 — ученики начальной школы).

✔ 2018 год, Парклэнд, штат Флорида: 17 застреленных старшеклассников. В том же году еще 10 гимназистов погибли в результате стрельбы в городе Санта-Фе, штат Техас.

Необъятный список подобных трагедий включает в себя расстрелы в школах, университетах, офисах, торговых центрах, парках... Каждый день куда-нибудь приходят психопаты, вооруженные пистолетами, карабинами, автоматами и прочей убойной техникой, которую они чаще всего приобрели вполне легально. В центре Нью-Йорка полиция однажды задержала в метро парня из штата Огайо, у которого в сумке был автомат Калашникова с обоймой боевых патронов. Парень искренне недоумевал: «А в чем дело? Я легально купил оружие, оно зарегистрировано!»

В Штатах есть немало мест, где, в отличие от Нью-Йорка, можно не только легко купить оружие, но и разрешено его носить — где-то скрыто, где-то открыто. Однажды президент Обама приехал в Аризону, чтобы выступить на митинге. Как и положено, Секретная служба создала периметр безопасности вокруг места выступления президента. И вот к агентам Секретной службы подходят бравые ребята с автоматами на плече и требуют их пропустить внутрь оцепления. Те говорят: «По федеральному законодательству — не положено». Автоматчики возражают: «Мы находимся на территории своего штата, где мы имеем право везде носить оружие!» Им пригрозили арестом, сказав, что внутри оцепления — федеральная территория, на которой действует федеральный закон...

Опасные для общества агрессивные психопаты, конечно, всегда найдут орудие убийства, но огнестрел в их руках многократно повышает риск. Вот, к примеру, на днях в Норвегии некто убил пять человек, используя лук и стрелы. Для сравнения: в той же Норвегии 10 лет назад ультраправый фанатик Андерс Брейвик сперва взорвал самодельную бомбу, убив восьмерых, а потом учинил расстрел из парабеллума и карабина, убив 69 (!) человек.

Оружие было им приобретено якобы для спортивных и охотничьих целей где-то за год до теракта. В свете этого вполне разумным представляется положение закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанного президентом Путиным 28 июня с.г.: «Гражданам Российской Федерации, впервые приобретающим огнестрельное оружие, в течение первых двух лет владения им запрещается приобретение, хранение и использование огнестрельного оружия, имеющего более двух стволов или магазин (барабан)».

Здравый смысл явно присутствует и в тех изменениях, которые сейчас планируется дополнительно внести в оружейное законодательство РФ. В законопроекте, который подготовила Росгвардия, говорится, среди прочего, что всех желающих обладать лицензией на оружие будут проверять специалисты ФСБ и МВД. Если проверка покажет «повышенную опасность нарушения прав и свобод граждан, возникновение угрозы общественной безопасности», человеку может быть отказано в выдаче разрешения.

В Америке тоже есть проверка через ФБР людей, желающих приобрести оружие. Однако, как указывает на своем сайте организация Giffords, закон оставляет крайне опасные лазейки, через которые преступники и психбольные могут приобрести огнестрел. (Организацию Giffords, которая выступает за более жесткий контроль за оружием, основала бывшая конгрессвумен Габриэль Гиффордс. В 2011 году она получила ранение в голову, когда на митинге, где она выступала, вооруженный псих убил шесть и ранил 13 человек.)

В США есть много штатов, где только лицензированные торговцы оружием обязаны отправлять данные покупателя на проверку в ФБР. Если кто-то продает оружие через сайт в Интернете или с лотка на ярмарке, продавец может не проверять покупателя. Из этих «свободных» штатов оружие легко перекочевывает в «несвободные», хотя закон запрещает под страхом уголовного наказания транспортировать оружие через границы штатов без специального разрешения. Преступникам, понятно, на это плевать. И вот результат: 80% оружия, используемого в преступных целях, приобретено у нелицензированных продавцов.

А вот еще одно, с моей точки зрения, важное положение предлагаемых в РФ законодательных новшеств: Росгвардия на основе заключений служб безопасности сможет не только отказывать в выдаче разрешений на владение оружием, но и лишать уже выданных. При этом необходимо, чтобы у тех, кто не соответствует требованиям, отбирали не просто лицензии, а реальные «стволы». Изъятие из частного владения оружия возможно — это показывает опыт Австралии после трагедии 1996 года. Тогда в Порт-Артуре (остров Тасмания) были убиты 35 и ранены 28 человек, и австралийский парламент моментально принял закон, резко ужесточивший правила покупки и регистрации огнестрела. Было полностью запрещено владение автоматическим оружием, и его принудительно изъяли у населения (за легально приобретенные «стволы» правительство выплачивало компенсацию).

Можно найти немало полезного мирового опыта в сфере контроля над оружием, главное — держаться подальше от опыта американского. Штаты в этом плане уникальны: по статистике женевского Института международных исследований и развития, в 2018 году на каждых 100 жителей США приходилось 120 «стволов». Российский показатель был меньше на порядок — 12 на 100 человек. Постараемся сохранить это отставание.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28646 от 15 октября 2021

Заголовок в газете: Любовь к отеческим «стволам»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру