«Архив Пандоры» стал результатом анализа почти 12 миллионов документов, над которыми год трудились 600 журналистов из 120 стран (от России участвовало СМИ, признанное, как нетрудно догадаться, иностранным агентом). В итоге были установлены владельцы почти 30 тысяч офшорных компаний. В расследовании всплыли имена 30 нынешних и бывших глав государств, более 300 чиновников и более сотни богатейших людей и знаменитостей. Таким образом, достоянием общественности стали активы чиновников и руководителей государств по всему миру. Для особо любопытных — Путина среди них нет, но есть якобы друзья и знакомые.
Интересный момент, на который стоит обратить внимание, — неизвестно, насколько чисты или не чисты с точки зрения буквы закона все эти сделки и владения. Возьмем безопасный в наших нынешних условиях пример господина Зеленского. Расследователи установили, что перед выборами 2019 года он передал свою долю в сети офшорных компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, Кипре и Белизе, деловому партнеру Сергею Шефиру. Ну и что здесь де-юре незаконного? Президент не может владеть зарубежными активами, вот и отдал. Но тут и наступает самая важная и главная реакция: ой, да всем все понятно, по факту-то Шефир просто стал «кошельком» Зеленского.
То есть важна эмоция. Этот эффект хорошо знаком по соцсетям: крайне мало кто будет разбираться, почему на самом деле плачет ребенок на видео, а вот волна сочувствия к «несчастному малышу» и негодования — к «обидчикам» обеспечена.
Здесь — то же самое. Неважно уже, виноват или не виноват, в соответствии с местным законом владение или нет, — дорогие фигуранты, ваши лица уже не так хороши. И это по всему миру.
США отличились отдельно: по результатам расследования они оказались… самым большим офшором. И главная офшорная точка расположена в степях Южной Дакоты. Что интересно — опять же все по закону. Якобы законодательство штата было изменено под давлением трастовой отрасли. И теперь у клиентов этих трастов есть беспрецедентный уровень защиты информации. Активы этих клиентов в штате выросли за 10 лет вчетверо — до 360 миллиардов долларов. США в итоге названы «главным налоговым убежищем» мира.
Открытие «Архива Пандоры», таким образом, формулирует главную мысль: «они», элита, грабят «нас», простых людей. Вроде ничего нового (большинство, и я в этом числе, в грабеже уверены), но ведь уже не просто сотрясание воздуха — вот документики. И, конечно, планетарный масштаб. А значит, так жить нельзя! Хватит врать, что денег нет, — вот же они, офшорная система стоит миру порядка $427 млрд государственных расходов.
Но если так нельзя, то как можно? Если мировые правительства в целом плохие, то кто хороший?
Никакой теории заговора здесь не будет. Но кто является проводником «прогрессивных» идей? Наднациональные IT-корпорации. Они уже перехватили у неповоротливых, скучных и скрипучих госструктур любовь и преданность главного актива государств — граждан. Они уже знают о гражданах больше, чем любая госструктура. Они формируют потребительское поведение людей. Они влияют на политику, на выборы, свергают режимы. Вспомните, например, «арабскую весну», события в Белоруссии или блокировку Трампа и его сторонников. (Кстати, самый первый слив международного консорциума расследователей, «райское досье», произошел после того, как некто отправил одному из основателей ICIJ жесткий диск с данными тысяч разных фирм. Мог его сформировать кто-то не имеющий доступа к самым разным компьютерным сетям?) Да, государства сейчас пытаются прибрать к рукам контроль над интернет-корпорациями. Но не слишком успешно. И, возможно, шанс это сделать вообще упущен.
Идеи правят миром, и в основе новой идеи, похоже, лежит технократия. И кое-что из ее положений уже наблюдается. Например, ресурсоориентированная экономика. И вот, пожалуйста, педалируется идея энергетического перехода. Контроль рождаемости. И вот вам развитие ЛГБТ-идей, битвы за отмену запрета абортов, отказ от маскулинности и прочий феминизм. Всеобщее равенство национальностей. И вот давай, вставай на колено перед чернокожим, поскольку ты — угнетатель.
Но даже вроде бы неплохие идеи получают весьма извращенные формы по одной простой причине: они вбрасываются, а дальше уж пусть как-нибудь само устаканится. Именно поэтому и цензура соцсетей выглядит, как у Оруэлла: никогда не узнаешь точно, что тебе можно, а что нельзя. А приведет это к полному контролю за высказываниями (неугодные люди просто «отменяются»).
И дивный новый мир со светлыми «лагерями свободы» может оказаться пострашнее нашего настоящего, где политики и селебрити просто воруют.
«Архив Пандоры» — очередной эпизод войны «традиционного» с «прогрессом».