Звездные войны
Космические войска отмечают свой профессиональный праздник 4 октября. Именно в этот день в 1957 году состоялся запуск первого в мире искусственного спутника Земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной. Контроль за его полетом выполняли военные расчеты отдельных командно-измерительных комплексов. Сегодня все они входят в Главный испытательный космический центр имени Германа Титова Космических войск ВКС России.
Имя второго космонавта планеты центр носит потому, что Герман Степанович после полета в космос служил в военно-космических силах. Был первым заместителем начальника Главного управления космических средств Минобороны СССР. Дослужился до генерал-полковника.
Центр предупреждения о ракетном нападении хоть и находится на небольшом удалении от суетной столицы — объект полностью секретный и от посторонних глаз скрыт. Просто так туда не попасть. Как будто свой отдельный мир, утопающий в лесистой зелени. По незнанию можно предположить, что здесь разместился какой-то подмосковный дом отдыха, оставшийся еще с советских времен. Если бы не приковывающие к себе взгляды огромные белые шары.
Офицеры центра в беседах сдержанны, лишние вопросы здесь ни к чему. Из рассказа узнаю, что система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) стоит на вооружении Космических войск и функционирует в интересах информационного обеспечения решения задач сдерживания от нанесения ракетных ударов по Российской Федерации, а также повышения эффективности ответных действий Вооруженных сил России.
Если говорить не строгим военным языком, то это космические «глаза и уши» нашего с вами ракетного щита. Главная задача – засечь старт баллистических ракет супостата, увидеть угрозы, исходящие из ближнего космоса и предупредить кого надо.
В режиме постоянного боевого дежурства система предупреждения о ракетном нападении получает траекторные данные о летящих в нашу сторону ракетах и боеголовках и передает эту информацию на пункты государственного и военного управления. Эта информация крайне необходима для системы противоракетной обороны столицы, задача которой – отразить ракетную атаку.
Еще одна важная задача СПРН — выдача данных о космических объектах для российской системы контроля космического пространства.
Контроль позиционных районов старта баллистических ракет с территории любого государства в реальном масштабе времени осуществляется с использованием группировки космических аппаратов преудпреждения о ракетном нападении. Это так называемый космический эщелон СПРН, развитие которого, как рассказали военные, связано с созданием Единой космической системы (ЕКС).
В рамках совершенствования космического эшелона активно ведется наращивание орбитальной группировки ЕКС. В мае 2020 года запущен четвёртый космический аппарат этой системы. Завершение создания Единой космической системы обеспечит глобальный контроль поверхности земного шара на предмет угрожающих нам стартов баллистических ракет.
Боевые расчеты СПРН, состоящие сплошь из офицеров, несут круглосуточное дежурство по информационному обеспечению безопасности страны от нанесения ракетных ударов.
Для повышения уровня профессионализма проводятся регулярные учебные тренировки на специальных учебно-тренажерных комплексах. С помощью специального программного обеспечения для боевых расчетов моделируются самые сложные условия обстановки в установленных зонах ответственности наземных средств. Например массированные ракетные атаки с разных направлений.
У расчетов жесткие нормативы по обнаружению, идентификации, классификации и сопровождению баллистических целей и космических объектов. Главная задача – как можно быстрее понять, что происходит, и выдать информацию-предупреждение для своевременного доклада в вышестоящие штабы, а в конечном итоге Верховному главнокомандующему для принятия необходимых решений.
Только в 2021 году дежурными средствами российской системы предупреждения о ракетном нападении зафиксированы и идентифицированы более ста пусков иностранных и отечественных баллистических ракет и ракет космического назначения. А всего за весь период функционирования национальной системы предупреждения о ракетном нападении радиолокационными средствами наземного эшелона обнаружены около 2000 пусков отечественных и зарубежных баллистических ракет и около 1000 пусков ракет космического назначения.
Шары с секретом
Поднимаемся на крышу здания. Здесь расположена одна из антенн для связи с космическими аппаратами, скрытая от посторонних глаз огромным белым шарообразным куполом. Перед обещанной демонстрацией, подполковник Виктор Шестопалов объясняет представителям прессы:
— Смарфоны строго запрещены, все гаджеты должны быть выключены. Никаких лишних фото. Это очень важный объект. Здесь находятся объекты Единой космической системы, которая управляет орбитальной группировкой и ведет непрерывный контроль поверхности земли.
— Для чего этот контроль необходим? — вопрос, интересующий всех.
— Он позволяет обнаружить очень многое, — не конкретизируя, отвечает офицер. — Любые действия наших потенциальных партнеров не останутся незамеченными для нас.
— Что это за красивые шарики-купола?
— Под этими куполами находятся антенны для связи с космическими аппаратами. Спутники отслеживают пуски ракет на поверхности земли. Купол сделан для защиты от атмосферных осадков, например снега или дождя.
— А почему они такие большие?
— Большие антенны нужны для более устойчивой связи.
— Может, купола нужны для какого прикрытия и защиты? — допытывается один из коллег.
— Нет, только для защиты, — пресекает лишние расспросы офицер.
Вот наконец тот самый волнительный момент — заходим внутрь шара. В самой середине огромной сферы – космических размеров антенная «тарелка».
— Сейчас она покрутится. Но снимать можно только наружную часть, — дополнительно подчеркивая секретность объекта, напоминает офицер.
Легкий гул заполняет пространство внутри, и «тарелка» начинает двигаться, как будто какой-то оживший гигант, поворачивающий головой и пытающийся разглядеть присутствующих рядом. Зрелище — завораживающее.
Напитавшись впечатлениями, возвращаемся в здание. Здесь для представителей СМИ запланирована демонстрация несения боевого дежурства. Сценарий сформулирован четко, по-военному: «работа боевого расчета по информационному обеспечению безопасности страны от нанесения ракетных ударов и формированию достоверной информации предупреждения на вышестоящие пункты военного и государственного управления».
В просторном помещении за столами сидят офицеры, сосредоточенно всматривающиеся каждый в свой монитор. Отвлекаться, как понимаем, нельзя ни на секунду, задача перед ними стоит крайне ответственная.
Старший расчета ставит задачу:
— 22-й, — звучит командный голос. — Провести расчет основных событий сеанса связи и цели указаний.
— 22-й принял, — слышится в ответ.
— 24-й, проверить исправность аппаратных средств наземного комплекса.
— 24-й принял, — громко отзывается симпатичная темноволосая девушка в военной форме с офицерскими погонами.
После того как задачи поставлены, офицеры в той же последовательности докладывают о полученных результатах. Итог – все спокойно. Но это, конечно, не повод расслабляться.
Звезды ВКС
Несмотря на то что женщины уже давно и вполне успешно освоили многие мужские профессии, все равно, глядя на хрупких красавиц в погонах, выполняющих такие сложные и ответственные задачи, невозможно не задать им несколько вопросов.
Лейтенант одной из частей связи Анна Спиридонова охотно согласилась побеседовать, с оговоркой — «никаких лишних расспросов»:
— Почему выбрали такую профессию? Очень необычно для девушки. Может, отец — военный? — интересуюсь у собеседницы.
— Нет, у меня в семье все гражданские. Романтика влекла — военные, космос, — смеется Анна. — Захотелось попробовать, что это такое. Работа интересная очень. И, конечно, в наше непростое время армия — это всегда стабильность.
— А где вы учились?
— Я закончила Военно-космическую академию имени Можайского в Санкт-Петербурге, училась на факультете автоматизированных систем управления,
— Чем увлекаетесь, помимо службы?
— Шахматы. У меня второй юношеский разряд.
— О чем мечтаете? — как не задать этот вопрос человеку, чья служба связана с самой большой загадкой для человека — космосом.
— Мечтаю, чтобы муж пошел по военной стезе далеко и высоко.
— Муж? – ответ лейтенанта, если честно, немного удивил меня. — А почему не сами?
— У женщины все же на первом месте должна быть семья, дети. А уж потом карьера.
— Если бы не эта профессия, то какую бы выбрали?
— Стать летчиком, — смущенно отвечает девушка. — Я хотела быть военным летчиком, но так сложилось, что в тот год, когда мне нужно было поступать в высшее учебное заведение, девушек в училище не набирали. Поэтому стала инженером.
Еще одна прекрасная представительница ВКС — инженер центра по управлению, приему и связи со спутниками Карина Кулик, немного стесняясь от такого количества журналистов и камер, отвечая на вопросы коллег, рассказала, что образование она получала в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени профессора Бонч-Бруевича. Заканчивала вузовский военно-учебный центр и, соответсвенно, потом получила распределение в эту часть.
— Сколько вы уже здесь служите?
— Год.
— Как служится на такой ответственной позиции, у нашего ядерного щита?
— Мне нравится здесь служить, потому что мы выполняем очень ответственную задачу, работаем на програмных комплексах. И это не может не нравиться. У нас новые технологии, получаем новые знания, новый опыт.
— Сколько у вас длится смена?
— Смены по 12 часов. Потом есть возможность отдохнуть, и снова — дежурство.
— Не тяжело? Это ж надо следить за каждым параметром, который вам поручен?
— Мы справляемся. Всегда есть коллеги, которые готовы прийти на помощь, в случае необходимости.
— Чем увлекаетесь в свободное время?
— Спорт, пробежки, бассейн. Просто прогулки на свежем воздухе. У нас здесь такая чудесная природа, лес. Очень восстанавливает.
***
Время уезжать. От общения с военнослужащими на душе ощущение спокойствия. Все же приятно осознавать, что мы под надежной защитой, даже от космических атак.