"Пора останавливать Ютьюб"

Наш ответ Воронежу

Ну наконец-то, дождались: российские власти начали борьбу с цензурой в Интернете. Начали почему-то с Германии — точнее, с немецкоязычного сегмента видеохостинга YouTube. Но поскольку наши чиновники — люди, безусловно, принципиальные, не признающие двойных стандартов, то, по логике, святое дело освобождения слова рано или поздно дойдет и до наших палестин. Несколько смущают, правда, методы борьбы: клин, похоже, решено выбивать клином — еще более жесткими, тотальными запретами.

Наш ответ Воронежу

Речь, как нетрудно догадаться, идет об удалении Ютьюбом аккаунтов двух немецкоязычных проектов российского медиахолдинга RT — RT DE и Der Fehlende Part — и реакции на это официальной Москвы.

По версии корпорации Google, которой принадлежит видеохостинг, репрессии вызваны нарушением каналами условий использования сервиса, а именно — «загрузкой контента, нарушающего наши правила в отношении ложной информации о коронавирусной инфекции COVID-19».

У российского МИД иной взгляд на ситуацию: «Немецкоязычные проекты российского медиахолдинга РТ подверглись акту беспрецедентной информационной агрессии со стороны видеохостинга Ютьюб, совершенному при очевидном потворстве, если не по настоянию германской стороны».

Российское внешнеполитическое ведомство называет действия интернет-гиганта «очевидным проявлением цензуры и подавления свободы выражения мнений», которое, разумеется, не может остаться безнаказанным: «Решено обратиться к компетентным ведомствам Российской Федерации с предложением о разработке и принятии в отношении хостинга Ютьюб и немецких СМИ ответных мер».

И компетентные ведомства не стали медлить с контратакой. Роскомнадзор направил руководству Google письмо «с требованием в максимально короткие сроки снять все ограничения с YouTube-каналов RT, — говорится в сообщении ведомства. — В случае неисполнения владельцем ресурса предупреждения Роскомнадзора законодательством предусмотрены меры полного или частичного ограничения доступа».

Ну а что вы думали? На войне как на войне. Хотя и информационной, но практически Отечественной. Да-да, вы не ослышались. Фраза из заявления российского внешнеполитического ведомства — «не хочется думать, что речь идет об «Инфобарбаросса», — отсылающая к гитлеровскому плану войны против СССР, производит какой угодно, но только не успокоительный эффект. Да, судя по всему, и не была нацелена на успокоение. Не хочется, мол, а придется.

Вот и у политолога Сергея Маркова мысли о том же самом. О вечном. «Наполеона, Гитлера остановили, — написал гендиректор Института политических исследований в своем Фейсбуке. — Пора останавливать и Ютьюб, и других таких же».

Спору нет, дело наше правое: политическая цензура — а без политических мотивов, как бы ни уверяли топ-менеджеры Google, тут, судя по всему, действительно не обошлось — суть зло. Но избранная тактика, как уже сказано выше, вызывает вопросы.

Начнем с того, что список наших претензий к Google не ограничивается обвинениями в цензуре. Одновременно корпорация обвиняется... в недостаточно жесткой политической цензуре.

«В частности, — передает Интерфакс слова председателя комиссии Государственной думы по противодействию вмешательства во внутренние дела РФ Василия Пискарева, — были зафиксированы «неоднократные попытки вмешательства в выборы» — видеохостинг (YouTube. — «МК») своевременно не блокировал запрещенные материалы».

Надо полагать, у руководства Google голова сегодня идет кругом. Чего запрещать, чего возвращать?.. Поди разберись. Но, возможно, на это и был расчет: сперва запутать неприятеля, вывести из равновесия. И только потом, расшатав как следует оборону, нанести решающий, несокрушимый удар. Но вот логику самого удара — в том виде, в каком он предстает из официальных ультиматумов, — объяснить уже сложнее.

Очевидно же, что «полное или частичное ограничение доступа» к Ютьюбу никак не поможет немецким интернет-пользователям, лишившимся голоса правды в лице RT DE и Der Fehlende Part. Однако сильно навредит нам, жителям России, для которых видеохостинг стал частью привычной информационной инфраструктуры. Иными словами — частью жизни.

Кто-то, вспоминая известный мем, называет это бомбежкой Воронежа назло врагу. Метафора в виду тревожности ниспускаемых «сверху» сигналов вполне уместная. Но не вполне точная. Почему только Воронежа? Если на то пошло, это ковровое бомбометание в масштабах всей страны.

Да, врагу, наверное, тоже не поздоровится: и рекламы будет меньше и т.д. и т.п. Но ввиду столь явных побочных эффектов, ущерба, который будет нанесен своим же гражданам (причем не только как зрителям — многие тоже зарабатывают с помощью Ютьюба), можно, пожалуй, было бы подыскать и какие-то другие ответные меры. Более щадящие и, главное, более логичные.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28636 от 1 октября 2021

Заголовок в газете: Наш ответ Воронежу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру