Во втором туре голосования Фумио Кисида набрал 257 из 427 голосов, что позволило ему одержать победу. Его соперник – бывший глава МИД и Минобороны Японии Таро Коно получил только 170 голосов. Таким образом, Кисида получил должность не только председателя правящей Либерально-демократической партии, но и нового, 100-го по счету премьер-министра страны, начиная с XIX века.
На выборах, помимо Кисиды и Коно, принимали участие занимавшие ранее ряд министерских постов Санаэ Такаити и Сэйко Нода. Однако этим политикам не удалось набрать достаточного количества голосов в первом туре, поэтому они выбыли из дальнейшей гонки.
Предполагается, что сессия парламента, где утвердят кандидатуру нового главы правительства, пройдет 4 октября. Однако эта процедура во многом носит формальный характер. Согласно японской политической традиции, лидер правящей партии, как правило, становится премьер-министром страны.
Фумио Кисида родился 29 июля 1957 года в префектуре Хиросима в семье потомственных политиков. Его отец и дед были депутатами палаты представителей, а премьер-министр Японии Киити Миядзава, занимавший эту должность с 1991–1993 годы, является его дальним родственником.
Кисида изучал право в Университете Васэда, который закончил в 1982 году. В 1993 году его избрали в палату представителей от префектуры Хиросима. Политик занимал ряд министерских должностей, а после победы Либерально-демократической партии на всеобщих выборах в 2012 году был назначен главой МИД. На этом посту он был дольше, чем кто бы то ни было в Японии после окончания Второй мировой войны.
В 2017 году Кисида вышел из состава правительства и перешел в совет политических исследований ЛДП. Это решение считается важнейшим шагом политика на пути к партийному руководству. Между тем в середине 2020 года ее ведущие члены предпочли поддержать генсека кабмина Японии Ёсихидэ Сугу, который впоследствии стал лидером ЛДП и премьер-министром страны. При этом изначально очевидным преемником экс-премьера Синдзо Абэ считался именно Кисида.
Намерение участвовать на нынешних выборах главы ЛДП Фумио Кисида выразил в конце этого лета. В ходе предвыборной гонки экс-глава японского внешнеполитического ведомства заявлял, что настоящий лидер должен быть способен и готов прислушиваться к голосу народа. Поэтому политик пообещал помогать жителям страны, страдающим от COVID-19, и предпринять смелые действия, чтобы справиться с ситуацией.
«Общественность чувствует, что ЛДП не получает достаточно информации о коронавирусе, — подчеркнул он. – Я буду проводить обширные реформы в партии в том числе, чтобы усилить борьбу Японии с пандемией COVID-19, которая является одной из главных политических проблем на данный момент».
В прошлом, будучи главой внешнеполитического ведомства, политик посещал Россию, встречался с президентом Путиным. Считается, что Кисида поддерживает неформальные связи с российскими дипломатами. Если верить информации издания The Diplomat, когда политик занимал пост министра иностранных дел, он и его российский коллега Сергей Лавров пили вместе водку и саке, выясняя, какое количество алкоголя они смогут употребить, чтобы при этом продолжать свои дипломатические беседы. Некоторые эксперты называли это «дипломатической силой» Кисиды, способствующей налаживанию коммуникаций.
Вместе с тем, по мнению российского востоковеда Олега Казакова, политика Фумио Кисиды будет отличаться от политики его Синдзо Абэ, который с большой симпатией относился к России.
«У Синдзо Абэ были к ней личные интересы, поэтому он активно продвигал линию на развитие двусторонних отношений, — комментирует эксперт «МК». – Вероятнее всего, новый лидер Либерально-демократической партии этого делать не будет. Он скорее будет работать в рамках той концепции, которая была реализована предыдущим главой японского правительства Ёсихидэ Сугой. В первую очередь речь идет о выстраивании более тесных контактов с Соединенными Штатами и странами, входящими в QUAD (стратегический диалог США, Японии, Австралии и Индии. – «МК») и АСЕАН. Кисиду будут беспокоить вопросы, связанные с безопасностью. Это значит, что во главе угла внешней политики Токио будет японо-американский договор о безопасности, а доминирующей темой в этой сфере станет угроза со стороны Китая».
При этом, по словам эксперта, резких движений со стороны Японии в адрес России при новом премьере ждать тоже не стоит. Политический и дипломатический диалог будет продолжаться, однако каких-то прорывных решений с той или другой стороны, видимо, не планируется. Плюс ко всему в ближайшее время инициатив со стороны Токио в отношении Москвы, которыми так щедро радовал нашу страну Синдзо Абэ, также не будет.
«Возможно, какое-то время в российско-японских отношениях будет наблюдаться охлаждение и даже некая стагнация, – продолжает Олег Казаков. – Поэтому политики и дипломаты двух стран должны учитывать ситуацию и прилагать все усилия для того, чтобы она не становилась хуже, чем есть на сегодняшний день.
Москва также нацелена на конструктивный диалог с Токио. Именно эту линию нам следует продолжать. РФ важно знать, каким образом новый премьер начнет работу с РФ, и будет ли он учитывать позитивный опыт Синдзо Абэ, который действительно многое сделал для того, чтобы связи между странами укреплялись.
Вместе с тем Япония будет продолжать свою линию на то, чтобы заключить мирный договор с Россией на выгодных для нее условиях. И, конечно, российская сторона на это не пойдет. Может еще сильнее разгореться конфликт по поводу особого режима работы иностранных бизнесменов на Курильских островах. Токио отнесся к этому крайне негативно, поэтому Москве все-таки придется принять некие решения по этому поводу.
Надо понимать, что сейчас достаточно напряженная международная обстановка. В российских СМИ мы видим много публикаций по поводу того, что создается «азиатское НАТО», что возможна новая «холодная война». Это, безусловно, накаляет атмосферу. Не стоит поддаваться на панические выступления и заявления экспертов. Надо более аккуратно работать с Японией, потому что у нас действительно много общих интересов. Ставить на первое место существующие нерешённые проблемы – позиция, как мне кажется, неправильная. Необходимо выстраивать конструктивные отношения. Имеет смысл развивать торгово-экономические, гуманитарные, спортивные и научные связи. И именно в этом будет залог успеха развития двухсторонних отношений».