Гурбангулы Бердымухамедова оппозиционные СМИ «отправляют в кому» не в первый раз. Однако, к их разочарованию, пока никаких серьезных сигналов о болезни главы Туркмении, а соответственно - и смене курса власти — нет. Напротив, с 22 сентября в «президентский возраст» ( 40 лет) входит сын Гурбангулы Бердымухамедова Сердар, которого, по мнению многих аналитиков, президент готовит себе в преемники. Так что Гурбангулы может уйти, но Бердымухамедов на посту главы Туркмении останется.
Впрочем, и сам Аркадаг пока пост оставлять не собирается. В отличие от Сапармурада Ниязова Бердымухамедов серьезно относится к своему здоровью - все-таки медицинское образование дает о себе знать. Периодические забеги на длинные дистанции и велогонки по улицам Ашхабада с президентом Туркмении во главе колонны транслируются по местному ТВ регулярно. А утренняя зарядка во всех школах, ВУЗах и бюджетных заведениях — такой же обязательный ритуал, как некогда цитирование глав «Рухнамы».
Может быть поэтому глава Туркмении до последнего уверял, что эпидемия коронавируса обошла его страну стороной. Но сейчас власти страны вынуждены признать, что ситуация критическая. Последняя волна оказалась столь мощной, что скрывать последствия уже затруднительно. И хотя в Туркмении по-прежнему не дают никакой статистики по заболевшим и умершим, не только жители страны, но и медицинские сотрудники рассказывают страшное. Все медицинские учреждения на данный момент перепрофилированы под прием коронавирусных больных. Но коек и лекарств не хватает. Поэтому мало-мальски «легких» больных отправляют лечиться домой. Капельницы же людям ставят в поликлиниках, и больные должны ежедневно просиживать в очередях, чтобы дождаться своей процедуры. Врачи сами просят помощи, сетуя на то, что туркменская медицина оказалась «отрезанной от остального мира», поэтому здесь просто не знают, как лечить последний штамм коронавируса. Наработанные в разных странах схемы лечения до туркменских медиков не доходят. Беда в том, что и гуманитарную помощь этой стране врачи из других стран оказать не могут: нет запроса от властей Туркмении.
О количестве же умерших жители Туркмении судят тоже по «косвенным признакам». По сообщению сайта «Хроника Туркменистана», сейчас у каждого жителя страны есть знакомый или близкий, скончавшийся от «гриппа» (диагноз «коронавирус» в стране по-прежнему не ставят). Так вот похоронить человека — целая проблема. Не хватает бязи (ткани) для обертывания покойника, затруднительно вызвать муллу на отпевание (они нарасхват), и на кладбище не успевают копать могилы. «Народ мрет как мухи» - пишут в соцсетях. Но об этом говорить в стране не принято.
Нельзя сказать, что никаких мер вообще в Туркмении не применяется: ограничили сообщение между городами страны, уменьшив количество поездов. Но это привело к тому, что в редкие электрички народ набивается, как сельдь в бочку, заражая друг друга. А еще в Ашхабад запретили въезд производителям сельхозпродукции, которые возили свои товары на рынки. Это привело к тому, что в столице выросли цены на молоко и молочную продукцию. Цена полутора-литровой бутылки выросла с 9 (188 рублей) до 12 манатов (251 рубль). Обязывают в последнее время и носить медицинские маски. При этом еще весной за маску на улице могли оштрафовать. Но сейчас эта мера признана целесообразной. Правда, объясняют необходимость ношения средств защиты своеобразно: якобы они защищают от «вредной пыли с Арала». А туркменское фармацевтическое предприятие «Saglyk» запустило производство препарата из корня солодки: это растение, как уверял Бердымухамедов, помогает в лечении COVID-19.
Между тем, еще с начала июля в стране объявлена обязательная вакцинация. И без справки о прививке не пускают на работу, в самолет и на поезда. Людей агитируют вакцинироваться, соблазняя их тем, что пока прививка бесплатна, но вскоре за нее придется платить и не мало. Однако «отказников» в стране хватает: люди просто боятся.
Сам же глава Туркмении сейчас больше озабочен предстоящими торжествами по случаю 30-летия независимости страны. На прошлой неделе Аркадаг открыл огромный комплекс Государственной трибуны. Гигантская площадь в 20 тысяч 450 квадратных метров обрамлена трибуной президента и трибуной для гостей на 2 тысячи мест. Предполагается, что отныне именно на этой площади будут проходить военные парады и смотры достижений отраслей экономики. Вокруг трибун построены вертолетные площадки и автостоянки. Транслировать происходящее на площади будет самый большой в Центральной Азии, 120-метровый светодиодный LED-экран в окружении восьми тридцатиметровых мачт...Неподалеку под личным присмотром Бердымухамедова, который выбирает даже оттенок металла для памятника, возводится 60-метровый монумент туркменскому поэту Махтумкули Фраги. Так что планов у Аркадага — громадье. Какая уж тут кома...