Партийный список «Единой России» в Якутии возглавил лично глава республики Айсен Николаев. КПРФ в бой повел бывший губернатор Иркутской области Сергей Левченко. В итоге коммунисты победили в Якутске и еще 10 районах республики. Общий счет на выборах в Госдуму составил 35,15% в пользу КПРФ и 33,22% - за «Единую Россию» - при том что на прошлых думских выборах она получила в республике 46,42%, а коммунисты - только 14,35%.
Кроме того, красные одержали победу в Якутском одномандатном округе. Член КПРФ Петр Аммосов, которого до этого называли чуть ли не техническим кандидатом, заручился поддержкой 21,61% избирателей. Единороссу Петру Черкашину доверились 20,07%, а действующему депутату Госдумы от «Справедливой России» Федоту Тумусову – 19,55%.
Считается, что триумф коммунистов во многом был обусловлен накопившимися протестными настроениями: усталость от коронавируса, лесные пожары, отставка мэра Якутска Сарданы Авксентьевой и так далее.
«Во-первых, в Якутии голоса считают честно. Во-вторых, народ саха в своей республике составляет больше 50% населения. Претензий к советской власти у них практически нет. Репрессий там не было, зато советская власть дала им собственную республику.
Продуктового дефицита там не было, потому что рыба в реках и кони на лугах были всегда. Зато у якутов есть претензии к современным властям. Они считают, что живут намного беднее, чем могли бы жить, учитывая, какие запасы, нефти, газа, леса, алмазов и золота есть в республике. Они не могут понять, почему офисы корпораций, которые добывают у них полезные ископаемые, находятся в Москве, почему через реку Лену до сих пор нет моста и так далее. На все это наложились отставка Аквсентьевой, лесные пожары и прочее», - объясняет «МК» решение якутских избирателей политолог Константин Калачев.
Что касается поражения справедливоросса Тумусова, который считался явным фаворитом в одномандатном округе, то Калачев шутит: «Я давно говорил ему, что надо было беречь Егора Борисова во главе Якутии. Пока республикой руководил непопулярный глава, Тумусов сохранял свою популярность. Они были сообщающимися сосудами», - заявил политолог.
Тем временем в регионах России были зафиксированы два случая, когда на региональные выборы сильно повлияли избиратели за границей. Например, в Южно-Сахалинске КПРФ опережала «Единую Россию», но в регионе, помимо голосов островитян, считают голоса россиян, которые проживают в Латвии. В результате, с учетом зарубежных избирателей, единороссы смогли опередить коммунистов на 115 голосов.
Зато в Томской области российские избиратели из Великобритании и Франции помогли пройти в Госдуму члену ЛДПР Алексею Диденко. Лондон дал ему 1023 голоса, а его соперник, кандидат от «Единой России» Илья Леонтьев получил в британской столице только 95 голосов. В Париже Диденко получил 575 голосов против 165 у Леонтьева. В общей сложности, это обеспечило кандидату от ЛДПР перевес в 600 голосов в одномандатном округе Томска.
«Агитация за пределами России отличается от агитации внутри страны. Нужно ориентировать на интернет-ресурсы, которыми пользуется зарубежный электорат, встречаться с влиятельными представителями диаспоры и так далее. Учитывая опыт случай в Томске, вряд ли можно говорить о том, что голосование было фальсифицировано», - объяснил «МК» вице-президент РАПК Петр Быстров.
Тем временем глава ЦИК России Элла Памфилова подняла волну критики в адрес территориальных комиссий. В Санкт-Петербурге она заметила «пятую колонну», которая мешает честным выборам. В Пятигорске Памфилова потребовала уволить главу ТИК, которого обвинили во вбросе бюллетеней. Аналогичные случаи произошли в Адыгее, Брянской и Кемеровской областях.
«Есть регионы, где считают честно, а есть места, где возникают вопросы. Конечно, многие люди почувствуют себя разочарованными. С другой стороны, чтобы быть представленными в Госдуме, надо ходить на выборы. Иначе 29% поддержки правящей партии в российском обществе могут превратить в конституционное большинство в парламенте», - считает Калачев.